Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 427   428   429   430   431   432   433   434   435  436   437   438   439   440   441   442   443   444   445  » »»

     XLVI. Оптат, епископ Милевитанский в Африке, живший в  эпоху  правления
Валентиниана и Валента, в своем трактате против Пармениана,  епископа  секты
донатистов, признает, что насилие противоречит  духу  христианской  религии,
как и все, что противно свободе. Ибо, как пишет Пармениан,  "нельзя  назвать
Церковью ту, которая стоит на крови,  питается  кровью  и  жиреет  на  плоти
человеческой". Оптат признает правоту этой фразы и только не согласен с тем,
что она может быть применена к  католической  Церкви.  "Церковь  (пишет  он)
состоит из  очень  разных  членов,  а  именно:  из  епископов,  пресвитеров,
диаконов, служителей, общины верующих. Скажите, на какой из этих  категорий,
по вашему мнению,  лежит  ответственность  за  Церковь?  Укажите  служителя,
назовите диакона или священника; покажите, что хоть один епископ  согласился
с тем, что вы говорите;  докажите,  что  кто-то  из  нас  ставил  среди  вас
западни. Где вы найдете человека, который бы вас преследовал? Как вы сможете
доказать,  что  мы  преследовали  хоть  одного  из   ваших?"   {S.   Optatis
Milevitanus. lib. 2 contra Parmenianum et donatistas.} Очевидно,  что  Оптат
открыто  соглашается  со  своим   противником,   осуждая   жажду   крови   в
церковнослужителях, но делает это для того, чтобы  восхвалить  свою  партию,
отбрасывая факты, которые Пармениан вменяет ему в вину.
     XLVII. Св. Иоанн Златоуст в проповеди об анафеме устанавливает  тот  же
принцип и  глубоко  осуждает  преследователей  еретиков,  выдающих  неверных
судьям, и  почти  в  конце  проповеди  добавляет:  "Необходимо  отбросить  и
запретить нечестивые учения, которые  пытаются  распространять  еретики,  но
также необходимо прощать людям их ошибки и молить Бога об их спасении".  Мне
кажется невозможным примирить это учение с методами действий инквизиционного
трибунала.
     XLVIII.  Блаженный  Иероним,  пресвитер  и   учитель   Церкви,   сделав
наблюдение, что во времена императора Константина ариане сильно преследовали
католиков, и многие из последних перешли в  ересь,  дабы  избежать  гонений,
признал необходимость душить вредные учения всеми возможными методами,  даже
наказывать разносчиков ереси, но не предавая их смерти,  а  трудясь  над  их
обращением к вере. В 62-м послании  к  Теофилию  на  Иоаннна  Иерусалимского
пишет: "Церковь Иисуса Христа утвердилась его кровью и муками, но никого  не
проклиная; возросла в гонениях, мученики составили ее славу".  В  толковании
на XIII главу Евангелия от  Матфея  (где  разъясняется  притча  о  плевелах)
блаженный Иероним пишет: "Тот, кто правит Церковью,  должен  быть  бдителен,
чтобы враг, воспользовавшись нерадением главного пастыря, не посеял плевелы,
то есть ереси. Однако слова: "...чтобы, выбирая  плевелы,  вы  не  выдергали
вместе с ними пшеницы", - поучают нас, что прежде чем отлучать нашего брата,
надо открыть ему двери покаяния; ибо тот, кто сегодня  соблазнился  вредными
принципами, может завтра раскаяться и  стать  поборником  истины"  {Idem  S.
Hieronimus in Evang. sec. Math. Cap.13.}. В совокупности  тексты  блаженного
Иеронима подтверждают, что в  Церкви  должен  господствовать  дух  терпения,
незлобивости, доброты; а жестокость и насилие суть методы недозволенные  для
защиты и распространения веры.
     XLIX. Блаженный Августин придерживался  двух  разных  мнений  в  разные
периоды жизни. До сильной смуты, поднятой в Церкви  донатистами  (о  которой
можно прочесть в Истории Церкви), этот святой учитель считал,  что  еретиков
нужно привлекать на свою строну уговорами, наказывая их только отлучением от
Церкви, и то, если они упорствовали. Впоследствии, увидев, как  лоно  Церкви
раздирается еретиками, он одобрил указы императора  против  них  и  посчитал
полезным их наказывать, но так, чтобы суровость  наказания  не  доходила  до
смертной казни; хотя смертная казнь за ересь была установлена Диоклетианом в
296 году, затем возобновлена  против  манихейцев  в  382  году  Теодосием  и
позднее  другими  императорами  против  тех  же  еретиков.  Этим   последним
Блаженный Августин говорил: "Как жестоки с вами те, кто не знает, как трудно
найти истину и избежать заблуждения! Как  трудно  пожертвовать  чувственными
иллюзиями  ради  одного  мгновения  благочестивого  умиротворения!  Скольких
усилий стоит вылечить духовные очи  человека,  для  того,  чтобы  он  увидел
солнце, которое должно просветить его; это не вещественное  солнце,  которым
вы восторгаетесь (несмотря на  то,  что  светит  оно  одинаково  и  людям  и
животным), но то, о котором Пророк сказал: Солнце правды взошло для меня; то
солнце, о котором нам говорит Евангелие, когда мы в  нем  читаем,  что  один
истинный свет просвещает  всякого  человека  приходящего  в  этот  мир.  Как
жестоки с вами те, кто не знает, скольких  вздохов  и  слез  стоит  познание
Бога, даже если оно дается легко, и как суровы, наконец, все те, кто никогда
не впадал в заблуждения, которыми соблазнились вы! О  себе  скажу,  что  мне
понадобилось столько усилий и времени, чтобы познать Божественную сущность в
ее простоте, без примеси излишних домыслов, что я не могу относиться  к  вам
со всей строгостью; мне должно относиться  к  вам  так  мягко,  проявить  по
отношению к вам такую терпимость, какую проявляли мои соседи,  когда  я  был
одним из самых ярых и слепых приверженцев ваших догматов".
     L. В вопросах к Евангелию от Матфея тот же  святой  пишет:  "Спаситель,
говоря со своими учениками, не сказал им:  Я  вас  пошлю  выбирать  плевелы,
когда придет время жатвы, но пошлю жнецов. Это наблюдение подтверждает мысль
о том, что выбирать плевелы для того,  чтобы  их  сжечь,  -  это  совершенно
отдельное служение, и что ни один сын Церкви не сможет считать  себя  вправе
этим заниматься".  Чуть  позднее  тот  же  самый  учитель  говорит  в  своих
"Отречениях": "Я написал две книги под заглавием Против донатистов. В первой
книге я объявил, что не одобряю насилие или страх перед наказаниями светской
власти как методы возвращения схизматиков в лоно  Церкви.  Эти  способы  мне
были тогда неприятны, потому что я еще не знал из опыта,  какой  вред  может
принести их безнаказанность и как  полезно,  когда  суровость  правительства
вынуждает их переходить на нашу сторону".
     LI.  Изменения,  произошедшие  во  взглядах  Блаженного  Августина,  не
помешали ему написать Донату, проконсулу Африки, следующее: "Наблюдая, сколь
жестоки судьи и законы к донатистам, желаем,  чтобы  еретиков  наказывали  с
целью исправить их и помочь им избежать вечных мук; но не хотим, чтобы к ним
применялась смертная казнь. Мы одобряем строгое к ним  отношение,  но  пусть
суровость ваша не доходит до смертной казни,  хотя  они  ее  и  заслуживают;
наказывайте грехи, но дайте жить  грешникам,  чтобы  они  раскаялись...  Вы,
должно    быть,    уже    заметили,    по    вашему    благоразумию,     что
церковникиединственные, кто свидетельствует об отступничестве донатистов, и,
если вы прикажете их убивать, мы перестанем их вам указывать,  чтобы  нельзя
было сказать, что многие из них потеряли жизнь из-за наших доносов; и  тогда
еретики удвоят свою дерзость, чтобы погубить нас, и по собственной  воле  мы
должны будем принять смерть из их  рук,  потому  что  не  участвовали  в  их
падении, выдавая их вашему трибуналу" {Idem, th.127, ad Donatum  proconsulem
Africae.}.
     Вот непререкаемый авторитет, который можно решительно  противопоставить
методам действий инквизиции, ибо это  Блаженный  Августин,  автор,  с  такой

Страницы: «« « 427   428   429   430   431   432   433   434   435  436   437   438   439   440   441   442   443   444   445  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции