|
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 494 Размер файла: 3470 Кб Страницы: «« « 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 » »» доказать.
XXXVII. Более правдоподобно выглядит история, опубликованная мадридским
правительственным вестником от 14 мая 1816 года, рассказывающая об одном
аутодафе, проведенном инквизицией Мехико 27 декабря 1815 года, с жертвой в
лице священника дона Хосе Марии Морельоса. Этот несчастный встал во главе
нескольких своих соотечественников, которые задумали освободить страну от
владычества испанской короны. Святая инквизиция начала разбирательство по
делу веры, а одновременно с этим вице-король, исполняя свои обязанности,
предъявил ему обвинение как зачинщику мятежа. Было отдано предпочтение
тайным тюрьмам инквизиции, и даже нашлись свидетели событий, в достаточной
мере доказывающих (по мнению мексиканских судей), что он безбожник,
материалист и еретик. Одним из доказательств, мои читатели оценят его по
достоинству, было то, что Морельос имел двоих детей. В конце концов он
произнес отречение и был освобожден от цензур на аутодафе, процедура
которого может сравниться только с процессами эпохи Филиппа П. Но все было
продумано, ибо вице-король уготовил ему смерть через повешение, для чего
сначала на торжественной мессе епископ Антекеры в Америке по церковному
уставу лишил его священнического сана. Месса несколько раз прерывалась, в
первый раз зачитывался процесс веры, произносилось отречение и освобождение
от цензур, в другой раз мессу прервали для снятия духовного сана. В прежние
века эти церемонии еще могли нагнать религиозного страху на простых неученых
католиков, но сейчас они производят совсем противоположное действие, ибо
исторические и философские науки ушли далеко вперед, и мы знаем, где на
самом деле берут начало эти обряды, которые уже не в силах поразить
воображение своей внешней помпезностью.
XXXVIII. Что касается Пиренейского полуострова, не скажу наверняка,
производились ли у нас аутодафе после реставрации каким-либо из
инквизиционных трибуналов. Но отмечу, что если судьи инквизиции желают более
приблизиться к духу Евангелия, они должны воздержаться от их проведения и
учиться умеренности у своего главы, святейшего отца Пия VII {Пий VII (1740 -
1823) - Римский Папа с 1800 года. Короновал Наполеона Бонапарта (1804);
после присоединения Папской области к Франции (1809) был до 1814 года во
французском плену. (Примеч. перев.)}. Газеты писали о предложенных им
изменениях, принесших ему славу, нам же в Испании следует применять их
повсеместно.
XXXIX. Письмо из Рима от 31 марта 1816 года гласит, что Его
Святейшество запретил в инквизиционных трибуналах пытки и приказал уведомить
об этом решении послов Испании и Португалии {Gazette de France, от 14 апреля
1816 г., N 105.}.
XL. Другое письмо, от 17 апреля, было не столь кратким, но тем не менее
заслуживает, чтобы его здесь процитировали: "Реформа инквизиционных
трибуналов с успехом продолжается и будет распространяться на все страны,
где есть инквизиция. Все ее судопроизводство уподобится судопроизводству
других судов. Будут приниматься только свидетельства, основанные на
конкретных фактах. Никто не будет судим лишь по подозрению в неверном
следовании пунктам вероучения. В качестве свидетелей против обвиняемого не
будут допускаться лица, публично уличенные в бесчестных делах или ранее
судимые светским судом. В качестве свидетелей в пользу обвиняемого будут
приняты любые лица, которые захотят выступить в его защиту, даже если они не
являются чадами римской католической Церкви. Родственники и домашние
подозреваемого не могут свидетельствовать ни за, ни против него. Любое
голословное обвинение будет отвергнуто.
Слушание всех дел будет публичным, как и в других судах". Одной из
центральных фигур, благодаря которым стало возможным установление этих
принципов, был кардинал Фонтана, оказавший этим огромную услугу как делу
веры, так и человечеству вообще. Ходили слухи, что как только новый кодекс
будет составлен, его разошлют по всем дворам и повсюду введут в обращение.
Собранию, занимающемуся этим делом, папа направил бреве, где писал
следующее: "Помните же, что единственный способ усилить положение
христианской религии во всех странах - это показать, что она от Бога и, лишь
будучи таковой, дает утешение и одаривает милостями. Божественный учитель
наш Иисус Христос заповедал нам любить друг друга, и эта заповедь должна
стать законом во всем мире" {Gazette de France и Journal du soir от 1 мая
1816г.}.
XLI. Другое письмо, от 9 мая, гласит, что инквизиционный трибунал Рима
отменил приговор трибунала Равенны [216]. Этот приговор был вынесен Соломону
Моисею Вивиани, который, перейдя из иудейской религии в христианство,
впоследствии вернулся к исповеданию закона Моисеева. Святейший папа Пий VII,
одобряя отмену приговора, сказал так: "Закон Божий не одной природы с
законами человеческими, ибо он есть закон кротости и увещевания.
Преследования, гонения и тюрьмы суть методы лжепророков и лжеучителей.
Посочувствуем же человеку, не видящему света истины, и тому, кто и не
силиться увидеть его; но ведь и сама причина слепоты может послужить
великому замыслу божественного Провидения". Впоследствии, возглавляя одно из
заседаний святого трибунала, он приказал, чтобы дело по обвинению в ереси
начиналось не иначе как с обязательной явки в суд самого доносчика, который
должен выступить перед судьями в присутствии обвиняемого. Он также выразил
желание, чтобы подобные процессы велись и завершались без кровопролития. По
этим распоряжениям легко догадаться, какое негодование вызывала инквизиция,
несмотря на то, что в Риме она проявляла наибольшую терпимость {Gazette de
France, от 22 мая 1816 г., N 41.}.
XLII. Последнее суждение общеизвестно. В моем труде вы найдете тому
наглядные подтверждения на примере многих испанцев, которые, пытаясь уйти от
преследования на родине, находили убежище в Риме, или же в свидетельствах
узников инквизиционных тюрем, побывавших там в течение последних трех веков.
Все это заставило меня отметить ту редкостную непоследовательность, с
которой все папы, столь милостивые у себя в государстве, одобряли жесткие
меры испанской инквизиции, особенно в XVI веке, по отношению к лютеранам и
кальвинистам (а они были не закоренелыми грешниками), и неудивительно, что
эта дикая жестокость породила в них вечную ненависть к Риму и инквизиции.
Возможно, чиновники римской курии установили принципы умеренности и
терпимости, дабы весть об этом распространилась и умножила их богатства,
которые они тратили в соответствии с их количеством и попечение о которых
нераздельно владело их мыслями и определяло их поведение.
XLIII. Еще одно письмо из Рима, от 11 января 1817 года, гласит:
"Появились слухи, что в инквизиции в этом году будет проведена реформа.
Кажется, свои обязанности она теперь будет исполнять подобно светским судам.
Правительство сочло опасным поддерживать эту бесполезную корпорацию, всегда
находящуюся в оппозиции к прогрессу и человеческому разуму. Можно считать,
что инквизиция более не существует" {Gazette de France, от 3 января 1817 г.,
Страницы: «« « 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |