Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 49   50   51   52   53   54   55   56   57  58   59   60   61   62   63   64   65   66   67  » »»

Торквемада часто называется духовником государей.
     V. Когда состоялась беатификация Педро и прах его был перенесен  в  его
часовню, на прежнем месте его  погребения  был  положен  большой  камень  со
следующей надписью, которую я, несмотря на ее длину, считаю должным привести
как исторический документ:
     "Siste viator: locum adoras ubi beatus Petrus  de  Arbues  duobus  fere
jaculis jacuit; cui Epila ortum, haec metropolis  canonicatum  dedit.  Sedes
apostolica primum inguisitorem fldei patrem elegit; ob cujus ardorem ludaeis
exosus ab ipsis  jaculatus  hie  martir  occubuit  anno  1485.  Serenissimus
Ferdinandus  et  Elisabeth  mar-moreum  extruxere  mausoleum  ubi  miraculis
claruit  Alexander  VII,  pontifex  maximus  numero  sanctorum  martirum  et
beatorum adscripsit, die 17 aprilis, anno 1664.  Reserato  sarcophago  sacri
cineres sub altari capellae (sexaginta quinque dieram spatio ex eodem tumulo
fabricatae a Capitulo) solemni ritu et  veneratione  translati  fuerunt  die
vigessima  tertia  septembris,  anni  millessimi  sexcentessimi  sexagessimi
quarti".
     "Прохожий, остановись.  Ты  поклоняешься  месту,  где  упал  под  двумя
ударами блаженный Педро Арбуес, жизнь которому дала Эпила, а эта  церковь  -
звание каноника. Апостолический престол избрал его первым отцом инквизитором
веры; за свою ревность возненавиденный евреями, ими убитый,  здесь  пал  он,
как мученик, в 1485 году. Светлейший  Фердинанд  и  Изабелла  воздвигли  ему
мраморный мавзолей, где он прославился  чудесами.  Верховный  первосвященник
Александр VII причислил его к лику святых мучеников и  блаженных  17  апреля
1664 года. По открытии саркофага священный прах его был перенесен под алтарь
часовни (выстроенной из материалов  его  гробницы  в  шестьдесят  пять  дней
капитулом) с большой торжественностью и с почестями 23 сентября 1664 года".
     VI. Беатификация Педро Арбуеса была  делом  инквизиторов  в  ту  эпоху,
когда уже потеряли память о  справедливых  побуждениях,  заставлявших  народ
бороться против учреждения трибунала инквизиции. Шесть поколений  прошло,  и
заступивший их место народ, с детства пропитанный  идеями,  противоположными
тем, которые одушевляли людей  XV  века,  почитал  святым  все  связанное  с
инквизицией. Тогда никто не имел бы мужества бороться с  общим  настроением,
ни достаточного авторитета, чтобы говорить  против  того,  что  обнародовали
инквизиторы, потому что не знали истины о событиях,  погребенной  в  архивах
трибунала Сарагосы; а те, кто ее  знал  из  читаемых  тайно  рукописей  того
времени,  не  осмелились  бы  ее  обнародовать   из   страха   подвергнуться
преследованию.
     VII. Инквизиторы представили себе,  что  наступил  так  долго  желанный
момент канонизации Педро д'Арбуеса. Они знали, что одним  из  обстоятельств,
наиболее способных увеличить могущество инквизиции и почет, которого они для
нее добивались, было бы видеть лик одного из первых  испанских  инквизиторов
воздвигнутым  над  алтарями  церквей.  Такая  попытка  не   была   новостью.
Французские инквизиторы имели такое же намерение по  отношению  к  Пьеру  де
Кастельно, цистерцианскому  аббату,  убитому  в  1204  году  альбигойцами  в
Нарбонне, и мы видим, что несколько лет спустя  равным  образом  итальянские
инквизиторы-доминиканцы  просят  об  этой  чести  для  их   собрата   Пьетро
Веронского {Мимоходом я обращу внимание, что имя Петр было именем всех  трех
инквизиторов, канонизованных как мученики во Франции, Испании и Италии.}.
     VIII. Для этого великого дела было все готово уже  с  давнего  времени.
Инквизитор дом Диего Гарсия да Трасмиера опубликовал житие св. Педро Арбуеса
немного времени спустя после его беатификации. Он присоединил к нему в  виде
приложения документ, представляющий, по его словам, копию показания, данного
под присягой Бласко Гальвесом, викарием прихода деревни Агилон в  Арагоне  и
капелланом доктора  Мартина  де  Гарсии,  генерального  викария  Сарагосской
епархии  вместо  архиепископа  дома  Альфонсо  Арагонского  (потом  он   был
советником  инквизиции  и   епископом   Барселоны).   Инквизитор   Трасмиера
засвидетельствовал, что это показание было дано в 1490 году доктору Оропесу,
генеральному викарию Сарагосы. Однако ничего  нет  менее  достоверного,  чем
этот документ, потому что в нем говорится о 1490 годе как уже  о  прошедшем.
Предполагая  даже,  что  Бласко  Гальвес  сделал   какое-нибудь   заявление,
касающееся этого дела, все-таки копия в передаче Трасмиеры  неверна  и  была
искажена  во  многих  местах,  чтобы  сильнее   убедить   в   справедливости
канонизации инквизитора Эпилы. Эта вставка была  сделана  так  неловко  и  с
таким отсутствием критики, что могла ускользнуть от внимания лишь  людей,  в
высшей степени невежественных.
     IX.  Этот  милый  кюре  рассказывает  (или,   вернее,   его   заставили
рассказывать), что инквизитор Педро Арбуес являлся ему несколько раз в  1487
году и после и  вел  те  сумасбродные  речи,  которые  составляют  показание
Гальвеса; некоторые из них стоит отметить.
     X. Мы видим там, что Педро Арбуес называет  королеву  Изабеллу  матерью
архиепископа дома Альфонсо, что не заслуживает никакого доверия, потому  что
этот ребенок родился у Фердинанда до его женитьбы на этой принцессе.
     XI.  В  этом  пресловутом  показании  Арбуес  поручал  Бласко  Гальвесу
побудить архиепископа сказать королю и королеве,  чтобы  они  не  уничтожали
инквизиции. Он возвещал им, что за  одно  учреждение  ее  они  приобрели  на
небесах место среди мучеников, как и некоторые гранды  Испании,  бывшие  при
дворе Их Величеств. Не буду останавливаться на том промахе,  который  сделал
автор этого документа, употребив слово Величество для обозначения Фердинанда
и Изабеллы, которые никогда не имели другого титула, кроме Высочества. Но  я
не могу и не должен оставлять без разоблачения того  мошенничества,  которым
воспользовались для уверения в вечном спасении короля Фердинанда V и  в  его
принадлежности к мученикам,  потому  что  он  никогда  не  испытывал  других
мучений, кроме мук честолюбия. Здесь  очень  ясно  видна  цель  этой  басни,
потому  что  выставляется  делом,  достойным  вечного  спасения,  учреждение
кровавого  трибунала,   систематически   враждебного   человеческому   роду,
противоречащего  кротости  и  милосердию  Иисуса  Христа,  его  заповедям  и
примеру, и диаметрально противоположного Евангелию, если сравнить текст этой
книги с духом преследования, воодушевляющим трибунал святой инквизиции.
     XII. Блаженный Педро Арбуес поручал,  кроме  того,  капеллану  Гальвесу
сказать архиепископу, что он должен помогать инквизиции, хотя  бы  все  были
против него, потому что  Бог  некогда  вознаградит  любовью  того,  кого  он
страшился тогда в сердце. По-видимому, лицо, обозначенное этими словами, был
сам король, отец архиепископа. Но почему герой инквизиции не  являлся  обоим
государям и архиепископу, чтобы рассказать им все это? Для чего  выбирать  в
качестве посредника капеллана генерального  викария,  не  имевшего  никакого
доступа к королю и королеве и, может быть, никогда даже не видавшего их?
     XIII.  По-видимому,  новый  святой  не   лучше   расположен   к   своим
коллегам-инквизиторам. Однако он предложил  капеллану  им  сказать,  что  их
места на небесах приготовлены среди мучеников за то постоянство,  с  которым
они поддерживали инквизицию, и что они не  должны  сомневаться  в  том,  что

Страницы: «« « 49   50   51   52   53   54   55   56   57  58   59   60   61   62   63   64   65   66   67  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции