Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Мид Д. - Теософский словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 221
Размер файла: 965 Кб
Страницы: «« « 187   188   189   190   191   192   193   194   195  196   197   198   199   200   201   202   203   204   205  » »»

метафизика: то есть, Абхидхарма - по определению Буддагхоши, тот
закон (дхарма), который выходит за пределы (абхи) закона.
Абхидхарма содержит самые глубокие метафизические и философские
учения, и есть тот кладезь, из которого Школы Махаяны и Хинаяны
черпали свои фундаментальные доктрины. Существует и четвертая
часть - "Самьякта Питака". Но так как она - более позднее
добавление китайских буддистов, то не принимается Южной Церковью
Сиама и Цейлона.


ТРИРАТНА или Ратнатрайа (Санскр.) Три Сокровища, специальное
выражение для общеизвестной формулы "Будда, Дхарма и Сангха" (или
Самгха); последние два, в современном толковании, означают
"религиозный закон" (Дхарма) и "жречество" (Сангха).
Эзотерическая Философия, однако, сочла бы это очень вольным
разъяснением. Слова "Будда, Дхарма и Сангха" должна произноситься
как в дни Готамы, Владыки Будды, а именно: "Бодхи, Дхарма и
Сангха"; и истолковываться как "Мудрость, ее законы и жрецы",
последние в смысле "духовных толкователей", или адептов. Однако,
рассматривая Будду как олицетворенного "Бодхи" на земле,
истинного аватара Ади-Будды, Дхарму постепенно начали
рассматривать как его особый закон, а Сангху - как его особое
качество. Несмотря на это, именно профаны более поздних (теперь -
современных) учений явили больше природной интуиции, нежели
фактические толкователи Дхармы, буддийские жрецы. Люди видят
Триратну в трех образах Амитабы, Авалокитешвары и Майтрейи Будды;
т.е. в "Беспредельном Свете" или Вселенской Мудрости - безличном
принципе, что есть правильное значение Ади-Будды; во "Всевышнем
Владыке" Бодхисаттв, или Авалокитешваре; и в Майтрейе Будде,
символе земного и человеческого Будды, "Мануши Будды". Таким
образом, несмотря на то, что непосвященные действительно называют
эти три образа "Буддами Прошлого, Настоящего и Будущего", все же
каждый последователь истинно философского Буддизма - названного
м-ром Эйтелем "атеистическим" - разъяснил бы термин Триратна
правильно. Философ Школы Йогачарья сказал бы - и мог бы сказать -
"Дхарма не есть личность, но необусловленная и непроизводная
сущность, сочетающая в себе духовные и материальные принципы
вселенной, а из Дхармы эманировал Будда (вернее, "отраженный"
Бодхи), как творческая энергия, которая сотворила, вместе с
Дхармой, третий элемент троицы, т.е. "Самгху", что есть постижимая
сумма всей реальной жизни". Следовательно, Самгха не есть и не
может быть то, что под ней теперь понимается, а именно, нынешнее
"жречество"; ибо последнее не является суммой всей реальной
жизни, но только религиозной. Подлинное первичное значение слова
Самгха или "Сангха" относится только к Архатам или Бхикшу, или
"посвященным", то есть к истинным представителям Дхармы -
божественного закона и мудрости, приходящей к ним как отраженный
свет из единого "безграничного света". Таково философское
значение. И все же, далеко от того, чтобы удовлетворить ученых
Западных рас, это, кажется, их только раздражает; ибо Э.Дж.
Эйтель из Гонконга замечает по этому поводу: "Таким образом,
догма Триратны, которая произошла из трех основных догматов веры
и некогда достигла своего высшего появления в концепции трех
ипостасей, троицы в единстве, выродилась в метафизическую теорию
эволюции трех абстрактных принципов"! И если уж один из
способнейших европейских ученых склонен приносить любой
философский идеал в жертву грубому антропоморфизму, то на что же
может Буддизм, с его тонкой метафизикой, надеяться в руках
невежественных миссионеров?


ТРИШАРАНА (Санскр.) То же, что "Триратна", и принято как
Северной, так и Южной Церквями Буддизма. После смерти Будды это
было принято соборами в качестве чистого formula fidei,
предписывающего "прибегать к Будде", "прибегать к Дхарме",
"прибегать к Сангхе", или его Церкви, в том смысле как это теперь
толкуется, но не в том, как "Свет Азии" желал бы преподать эту
формулу. О Трикае м-р Э.Дж. Эйтель в своей "Handbook of Chinese
Buddhism" говорит, что это "деление на три части преподавалось,
имея в виду природу всех Будд. Бодхи является характерной чертой
Будды" - различие делалось между "сущностным Бодхи" как атрибутом
Дхармакая, т.е. "сущностного тела"; "отраженным Бодхи" как
атрибутом Самбхогакая; и "практическим Бодхи" как атрибутом
Нирманакая. Будда, сочетая в себе эти три состояния
существования, якобы, жил в одно и то же время в трех различных
сферах. Это показывает насколько ужасно неправильно понято чисто
пантеистическое и философское учение. Не останавливаясь на том,
чтобы спросить, как одеяние Дхармакая может обладать хоть
каким-либо "атрибутом" в Нирване, которая явлена, как в
философском Брахманизме, так и в Буддизме, абсолютно лишенной
какого бы то ни было атрибута, постижимого для человеческой
конечной мысли - будет достаточным указать на следующее: - (1)
"Будды Сострадания" предпочитают одеяние Нирманакая одеянию
состояния Дхармакая, но именно потому, что последнее прекращает
для того, кто достиг его, всякое общение или связь с конечным,
т.е. с человечеством; (2) это не Будда (Готама, смертный человек,
или какой-либо другой личностный Будда), кто вездесуще живет в
"трех различных сферах, в одно и то же время", но Бодхи,
универсальный и абстрактный принцип божественной мудрости,
который в философии символизирован Ади-Буддой. Вездесущ именно
последний, ибо это всемирная сущность или принцип. Именно Бодхи,
или дух состояния Будды, растворившись в своей предвечной
однородной сущности и погрузившись в нее, как Брама (вселенная)
погружается в Парабрахм, Абсолютность, - подразумевается под
названием "сущностный Бодхи". Ибо Нирвани, или Дхиани Будда,
должен рассматриваться - прибывая в Арупадхату, бесформенном
состоянии, и в Дхармакая - как сам этот "сущностный Бодхи". В
"отраженном Бодхи" в Рупадхату, или мире субъективных "форм",
живут Дхиани-Бодхисаттвы, предвечные лучи всемирного Бодхи; а
Нирманакаи (множественное число), прекратив свои жизни

Страницы: «« « 187   188   189   190   191   192   193   194   195  196   197   198   199   200   201   202   203   204   205  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Мид Д., Теософский словарь