Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Мизес Людвиг - Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 94
Размер файла: 667 Кб
Страницы: «« « 25   26   27   28   29   30   31   32   33  34   35   36   37   38   39   40   41   42   43  » »»

причины их враждебности по отношению к Франции и Великобритании. Ответ был
поразительным. "Италия, -- сказали они, -- не предоставляет достаточно
возможностей своей интеллигенции. Мы хотим завоевать британские и французские
колонии, чтобы получить в административных службах этих территорий места,
которые сейчас находятся в руках британских и французских бюрократов".
Молодежное движение было выражением неуверенности, ощущавшейся молодыми людьми
перед лицом мрачной перспективы, которую готовила им общая тенденция к строгой
регламентации жизни. Но это был фальшивый бунт, обреченный на провал, потому
что они не осмеливались всерьез бороться с нараставшей угрозой всестороннего
государственного контроля и тоталитаризма. Шумные лжебунтари были бессильны,
потому что сами находились во власти тоталитаристских предрассудков. Они
занимались подстрекательской болтовней и распевали провокационные песни, но,
прежде всего, они хотели получить должности на государственной службе.
Сегодня в странах, дальше других продвинувшихся по пути к тоталитаризму,
молодежное движение мертво. В России, Германии и Италии дети и подростки
прочно интегрированы во всеохватывающую систему государственного контроля. С
самого нежного возраста дети становятся членами политических организаций. С
колыбели до могилы все граждане зависят от механизма однопартийной системы;
они обязаны подчиняться, не задавая вопросов. Не разрешены никакие "частные"
ассоциации или собрания. Официальный аппарат не терпит никакой конкуренции.
Официальная идеология не терпит никакого инакомыслия. Такова реальность
бюрократической утопии.
Судьба подрастающего поколения
МОЛОДЕЖНОЕ движение было бессильным и бесплодным бунтом юношества против
угрозы бюрократизации. Оно было обречено, потому что не было направлено против
корня зла -- тенденции к социализации. Фактически оно было ничем иным, как
выражением смутной тревоги, без каких-либо ясных идей и определенных планов.
Восставшие юноши были настолько зачарованы социалистическими идеями, что
просто не знали, чего они хотели.
Очевидно, что молодежь становится первой жертвой тенденции к бюрократизации.
Молодые люди лишаются всякой возможности определять свою собственную судьбу.
Им не оставлено никаких шансов. Фактически они являются "потерянным
поколением", поскольку у них нет самого драгоценного права любого
подрастающего поколения -- права внести что-то новое в старую копилку
цивилизации. Лозунг "Человечество достигло стадии зрелости" обрекает их на
гибель. Что это за молодые люди, которым больше нечего изменять и улучшать,
единственная перспектива для которых -- начав службу с низшей ступеньки
бюрократической лестницы, медленно карабкаться вверх, строго соблюдая правила,
сформулированные начальниками? С их точки зрения, бюрократизация означает
подчинение молодых господству стариков. Это равносильно возврату к чему-то
вроде кастовой системы.
У всех народов и цивилизаций во времена, предшествовавшие подъему современного
либерализма и его детища -- капитализма, -- основанием общества был социальный
статус. Народ был разделен на касты. Существовали привилегированные касты --
короли и знать и непривилегированные касты -- крепостные и рабы. Человек
рождался в определенной касте, оставался в ней на протяжении всей своей жизни
и передавал свой кастовый статус детям. Тот, кто рождался в одной из низших
каст, был навсегда лишен права достичь того положения в жизни, которое было
предназначено для привилегированных. Либерализм и капитализм отменили все виды
подобной дискриминации и сделали всех людей равными перед законом. Теперь
практически каждый мог претендовать на любое место в обществе.
Марксизм дает иное толкование достижений либерализма. Главной догмой Карла
Маркса является теория существования непримиримого противоречия между
экономическими классами. Капиталистическое общество разделено на классы,
интересы которых антагонистичны. Классовая борьба поэтому неизбежна. Она
исчезнет только в будущем бесклассовом социалистическом обществе.
Наиболее примечательным моментом в этой теории было то, что она никогда не
была ясно изложена. В "Коммунистическом манифесте" для иллюстрации классовой
борьбы взяты конфликты между кастами. Затем Маркс добавляет, что в современном
буржуазном обществе возникли новые классы. Но он так нигде и не сказал, что
такое класс и что он имел в виду, говоря о классах с антагонистическими
противоречиями между ними и соотнося классы с кастами. Все его сочинения
основываются на этих, так нигде и не определенных понятиях. Хотя Маркс
неутомимо публиковал все новые книги и статьи, полные изощренных определений и
схоластических тонкостей, он нигде не пытался четким языком объяснить, в чем
же заключается отличительная черта экономического класса. Когда он умер, через
тридцать пять лет после опубликования "Коммунистического манифеста", рукопись
третьего тома его главного труда "Капитала" осталась незаконченной.
Примечательно то, что рукопись обрывается как раз в том месте, где должно быть
дано объяснение этого фундаментального понятия всей его философии. [Глава 52
третьего тома "Капитала" так и называется "Классы". Ближайший вопрос, на
который мы должны ответить, -- писал здесь Маркс, -- таков: "что образует
класс..." (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 25, ч. II, с. 458). Но через четыре
фразы рукопись обрывается.] Ни Маркс, ни один из его многочисленных
последователей не смогли сказать нам, что же представляет собой общественный
класс [Л. Мизес здесь не совсем справедлив. У Маркса и Энгельса действительно
нет определения класса, но широко известно определение класса, данное Лениным:
"большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной
системе общественного производства, по их отношению (большей частью
закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в
общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и
размерам той доли общественного богатства, которой они располагают". (Полн.
собр. соч., т. 39, с. 15)] и, тем более, действительно ли общественные классы
играют в социальной структуре ту роль, которую приписывает им теория.
Конечно, с логической точки зрения, допустима классификация явлений в
соответствии с любым выбранным признаком. Вопрос лишь в том, будет ли
классификация на основе выбранного признака полезной для дальнейшего
исследования и для уточнения и пополнения наших знаний. Вопрос поэтому не в
том, существуют ли на самом деле марксовы классы, а в том, имеют ли они то
значение, которое приписывал им Маркс Марксу не удалось дать точное
определение понятия общественного класса, которое он использовал во всех своих
сочинениях в весьма расплывчатом и нечетком виде, потому что ясное определение
обнаружило бы никчемность и бесполезность этого понятия для изучения
экономических и социальных проблем и абсурдность приравнивания его к
социальным кастам.
Характерной чертой касты является ее жесткая замкнутость. Для общественных
классов, о которых говорил Маркс, назвавший капиталистов, предпринимателей и
наемных рабочих особыми классами, характерна подвижность. В составе различных
классов происходят постоянные изменения. Где сегодня потомки тех, кто во
времена Маркса были предпринимателями? И где были предки современных

Страницы: «« « 25   26   27   28   29   30   31   32   33  34   35   36   37   38   39   40   41   42   43  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Мизес Людвиг, Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность