Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Мизес Людвиг - Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 94
Размер файла: 667 Кб
Страницы: «« « 26   27   28   29   30   31   32   33   34  35   36   37   38   39   40   41   42   43   44  » »»

предпринимателей во времена Маркса? В современном капиталистическом обществе
каждый имеет возможность занять любое социальное положение. Мы можем назвать
классом американских сенаторов, не нарушая никаких логических принципов. Но
было бы ошибкой приравнивать их к наследственной аристократической касте,
несмотря на то, что некоторые сенаторы могут быть потомками сенаторов прежних
времен.
Мы уже подчеркивали тот факт, что действующие на рынке анонимные силы
постоянно заново определяют, кто должен быть предпринимателем и кто
капиталистом. Потребители, так сказать, голосуют так, как будто они занимают
высокопоставленные позиции, позволяющие регулировать экономическую структуру
нации.
При социализме же нет ни предпринимателей, ни капиталистов. В этом смысле, а
именно в том, что класс, как его понимал Маркс, перестает существовать,
социализм был правильно назван им бесклассовым обществом. Но это ничего не
дает исследователю. Будут существовать другие различия в функциях социальных
групп, которые мы сможем назвать классами, безусловно, с неменьшим основанием,
чем то, которое было у Маркса. Будут существовать те, кто отдает приказания, и
те, кто обязан их беспрекословно выполнять. Будут существовать те, кто
разрабатывает планы, и те, чье дело эти планы выполнять.
Действительное значение имеет только то, что при капитализме каждый является
творцом своего будущего. Юноша, который хочет улучшить свою участь, должен
полагаться на свои собственные силы и усердие. При "голосовании" потребители
выносят свой приговор, не взирая на личности. Ценятся достижения кандидата, а
не его личность сама по себе. Хорошо выполненная работа и добросовестно
предоставленные услуги -- единственное средство добиться успеха.
При социализме, напротив, начинающий должен угодить тем, кто уже достиг
положения в обществе. Они не любят слишком способных новичков (таких людей не
любят и давно утвердившиеся предприниматели, но при суверенитете потребителей
они не могут воспрепятствовать их конкуренции). В бюрократической машине
социализма для повышения в должности нужны не достижения, а покровительство
начальства. Молодежь полностью зависит от благосклонности стариков.
Подрастающее поколение находится во власти пожилых людей.
Этот факт бесполезно отрицать. В социалистическом обществе не существует
марксовых классов. Но там существует непримиримое противоречие между теми, кто
выступает в поддержку Сталина или Гитлера, и теми, кто выступает против. И
чисто по-человечески можно понять диктатора, предпочитающего тех, кто
разделяет его точку зрения и восхваляет его деятельность, тем, кто этого не
делает.
Напрасно итальянские фашисты сделали гимн молодежи своей партийной песней, а
австрийские социалисты учили своих детей петь: "Мы молоды, и это прекрасно".
Вовсе не прекрасно быть молодым в условиях бюрократического управления.
Единственное право, которым молодые люди пользуются в этой системе, -- это
быть покорными, смиренными и послушными. Здесь нет места для непокорных
новаторов, у которых есть свои собственные идеи.
Это больше, чем кризис молодежи. Это кризис прогресса и цивилизации.
Человечество обречено, если молодые люди лишены возможности перестраивать
общество на свой собственный лад.
Авторитарная опека и прогресс
ОТЕЧЕСКОЕ правление, проводимое орденом достойных и мудрых людей, любой элитой
благородных бюрократов, может претендовать на особо выдающегося сторонника --
Платона.
Идеальным и совершенным государством Платона должны управлять бескорыстные
философы. Это неподкупные судьи и беспристрастные должностные лица, строго
соблюдающие вечные и неизменные законы справедливости. В этом и состоит
характерная особенность философии Платона: он не обращает никакого внимания на
эволюцию социальных и экономических условий и на изменения в представлениях
людей относительно целей и средств. Существует неизменный образец хорошего
государства, и любое отклонение реальной ситуации от этой модели не может быть
ничем иным кроме коррупции и деградации. Проблема заключается просто в том,
чтобы создать совершенное общество и затем оберегать его от каких бы то ни
было изменений, поскольку изменения равносильны ухудшению. Социальные и
экономические институты неизменны. Понятие прогресса в знаниях, технических
приемах, методах организации производства и общества чуждо разуму Платона. И
все более поздние утописты, создававшие свои проекты земного рая по образцу,
данному Платоном, также верили в неизменность человеческих отношений.
Платоновский идеал правления элиты был воплощен в жизнь Католической Церковью.
Римско-католическая Церковь, в той ее организационной структуре, в какой она
вышла из Контрреформации после Тридента, является совершенной бюрократией. [В
первой половине XVI в. в Европе развернулось антикаталинское движение,
получившее название реформации (от латинского reformatio -- преобразование). С
середины века католицизм перешел в контрнаступление, началась контрреформация.
В этом процессе большую роль сыграл Тридентский вселенский собор католической
церкви, заседавший с 1545 по 1563 год (с перерывами) в итальянском городе
Тренто (по латыни -- Тридентум). Тридентский собор признал непререкаемость
папской власти и верховенство ее решений по отношению к Вселенским соборам,
расширил права епископов по надзору за духовенством, ввел строгую цензуру.]
Она успешно решила самую щекотливую проблему любого недемократического
правления -- проблему отбора высших должностных лиц. Практически для каждого
мальчика открыт доступ к самым высоким постам в церковной иерархии. Местный
священник старается облепить путь к образованию для наиболее одаренных юношей
своего прихода; их обучают в епископской семинарии; после посвящения в
духовный сан их карьера полностью зависит от их характера, рвения и
интеллекта. Среди прелатов немало отпрысков знатных и богатых семей. Но этим
положением они обязаны не своему происхождению. Они должны были конкурировать
на почти что равных условиях с детьми крестьян, рабочих и крепостных.
Кардиналы, настоятели монастырей и преподаватели теологических университетов
-- это действительно выдающиеся люди. Даже в наиболее развитых странах они
составляют достойную конкуренцию самым блестящим ученым, философам,
естествоиспытателям и государственным деятелям.
Этот изумительный пример имеют в виду авторы всех современных социалистических
утопий. В явной форме это делали два предшественника нынешнего социализма:
граф Анри де Сен-Симон и Огюст Конт. [Сен-Симон Клод Анри (1760--1825) --
французский социалист-утопист. По Сен-Симону, в социалистическом обществе
иерархия должна быть только иерархией способностей, предприниматели должны
стать чем-то вроде общественных чиновников, а гарантом соблюдения правил
нового общежития должна быть сила религиозного веления (концепция "нового
христианства"). Конт Огюст (1798--1857) -- французский социолог и
философ-позитивист, в молодости -- ученик и секретарь Сен-Симона, от которого
он взял многое, и в частности, идею необходимости новой "очищенной религии".
Разработанный Контом до подробностей идеал будущего общества предусматривает

Страницы: «« « 26   27   28   29   30   31   32   33   34  35   36   37   38   39   40   41   42   43   44  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Мизес Людвиг, Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность