Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Мизес Людвиг - Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 94
Размер файла: 667 Кб
Страницы: «« « 80   81   82   83   84   85   86   87   88  89   90   91   92   93   94  »

в сельском хозяйстве некоторые виды работ производятся теми же орудиями, что и
много веков назад, однако заработная плата таких работников значительно
выросла по сравнению с прошлым. Это стало возможным только благодаря росту
предельной производительности труда. Наниматель дворецкого удерживает его
таким образом от работы на заводе и должен, следовательно, платить эквивалент
того увеличения объема продукции, которое дало бы использование еще одного
человека на заводе. Ростом зарплаты дворецкий обязан не собственным заслугам,
а только тому, что увеличение вложенного капитала превосходит увеличение
численности рабочих рук.
Любые псевдоэкономические доктрины, преуменьшающие роль сбережения и
накопления капитала, нелепы. Именно тот факт, что в капиталистическом обществе
имеется в наличии больше средств производства, чем в некапиталистическом,
делает первое общество богаче второго. Рабочие смогли улучшить свою жизнь
благодаря тому, что увеличился объем капитального оборудования на каждого
потенциального рабочего. В результате все большая часть произведенных
потребительских товаров достается рабочим. Пожалуй, ни Маркс, ни Кейнс, ни
кто-либо другой из менее известных противников капитализма не смог бы
опровергнуть следующее утверждение: существует только один способ увеличивать
размеры заработной платы постоянно и на благо всех желающих трудиться, а
именно -- ускорить темпы увеличения капитала по отношению к росту населения.
Если же считать такое положение дел "несправедливым", то винить во всем
следует природу, но не человека.
"Буржуазные предрассудки" в отношении свободы
ИСТОРИЯ западной цивилизации -- это история непрекращающейся борьбы за
свободу.
Общественное сотрудничество в условиях разделения труда является главным и
единственным условием успеха человека в борьбе за выживание и в стремлении
улучшить свое материальное благосостояние. Но поскольку человеческая природа
такова, какова она есть, общество не может существовать, если в нем не
действуют законы, препятствующие "непослушным" совершать деяния, несовместимые
с жизнедеятельностью общества. В целях сохранения мирного сотрудничества нужно
быть готовым прибегнуть к насильственному подавлению того, кто нарушает
спокойствие. Обществу не обойтись без аппарата принуждения, то есть без
государства и правительства. Но здесь возникает другая проблема: ограничить
полномочия людей, выполняющих правительственные функции, дабы они не вздумали
злоупотребить властью и низвести остальных до положения рабов. Цель всякой
борьбы за свободу -- держать вооруженных защитников мира, правителей,
полицейских в определенных границах. Политическое понятие свободы индивидуума
означает: свобода от полицейского произвола.
Идея свободы всегда была характерна для Запада. Восток от Запада отличает,
прежде всего, то, что народы Востока никогда не разрабатывали идею свободы.
Непреходящая заслуга древних греков состоит в том, что они первыми поняли
значение институтов, охраняющих свободу. Новейшие исторические изыскания
позволяют установить происхождение некоторых научных достижений, которые
прежде приписывались эллинам, из восточных источников. Однако, идея свободы,
бесспорно, зародилась в городах Древней Греции. Из трудов греческих философов
и историков она перешла к римлянам, а затем -- к европейцам и американцам. Она
стала основным пунктом всех представлений людей Запада о справедливо
устроенном обществе. Именно она породила философию свободной инициативы,
которой человек обязан всеми дотоле невиданными достижениями эпохи
капитализма.
Цель всех современных политических и юридических институтов -- оградить
свободу индивидуума от посягательств со стороны правительства.
Представительное правительство и правовое государство, независимость судов и
трибуналов от вмешательства администрации, закон о свободе личности, судебное
разбирательство и возмещение ущерба в случае незаконных действий
администрации, свобода слова и прессы, отделение государства от церкви и
многие другие институты преследовали всегда одну и ту же цель: ограничить
всесилие должностных лиц и оградить индивидуума от произвола. Эпоха
капитализма освободила человека от всех пережитков рабства и крепостничества.
Она покончила с жестокими расправами и свела наказания за преступления к
минимуму, необходимому для того, чтобы отпугнуть нарушителя от совершения
проступка. Она положила конец пыткам и другим недостойным методам обращения с
подозреваемыми и преступниками. Она, наконец, отменила все привилегии и
провозгласила равенство всех перед законом Вчерашние подданные тиранов
превратились, таким образом, в свободных граждан.
Материальные улучшения жизни явились результатом проведения этих реформ и
новшеств в правительственной политике. Когда все привилегии были ликвидированы
и каждому было предоставлено право вступить в соревнование с законными
интересами других, это развязало руки тем, кто достаточно изобретателен, чтобы
развивать новые отрасли промышленности, которые сегодня столь необходимы для
нормальной жизнедеятельности. Население увеличилось, но даже увеличившись, оно
стало жить лучше, чем предки.
В странах западной цивилизации также всегда были апологеты тирании, то есть
полного произвола самодержца или аристократии, с одной стороны, и абсолютного
бесправия остального народа, с другой. Однако с эпохи Просвещения их число
стало уменьшаться. Восторжествовало дело свободы. В начале XIX века казалось,
что остановить победное шествие принципа свободы невозможна. Самые выдающиеся
философы и историки верили, что историческое развитие ведет к установлению
институтов, гарантирующих свободу, и никакие ухищрения и козни сторонников
рабства не способны воспрепятствовать тенденции к либерализации.
Касаясь вопроса либеральной социальной философии, часто упускают из виду
важной фактор, который способствовал развитию идеи свободы, а именно,
исключительную роль, которая отводилась в воспитании элиты древнегреческой
литературе. Среди греческих авторов были и сторонники всемогущей
государственной власти как, например, Платон. [Платон (428--348 или 427--347
до н. э.) -- древнегреческий философ. В своих работах, особенно позднего
периода, выступал с восхвалением мощного государства. В идеальном обществе, по
Платону, нет места частной собственности, а государство должно взять на себя
даже регулирование браков, воспитание детей и т. п.] Но основное содержание
греческой идеологии составляло осуществление принципа свободы. Греческие
полисы, если их сравнивать с современными социально-политическими институтами,
были олигархиями. Свобода, которую государственные деятели, философы и
историки воспевали как высшее благо человека, была привилегией меньшинства.
Отказывая в свободе метекам и рабам, греки, по существу, выступали за деспотию
наследственной касты олигархов. [Метеки -- жители древнегреческих полисов
(городов-государств) лично свободные, платящие налоги, обязанные нести военную
службу, но лишенные политических и гражданских прав. Метеками были, в
основном, переселенцы из других полисов и отпущенные на волю рабы.] Однако
было бы серьезной ошибкой считать, что их дифирамбы были неискренними. В

Страницы: «« « 80   81   82   83   84   85   86   87   88  89   90   91   92   93   94  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Мизес Людвиг, Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность