Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Мизес Людвиг - Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 94
Размер файла: 667 Кб
Страницы: «« « 72   73   74   75   76   77   78   79   80  81   82   83   84   85   86   87   88   89   90  » »»

Разоблачение негодяя, выдающего себя за респектабельного гражданина, часто с
подспудной антибуржуазной направленностью, являлось темой произведений и более
высокого литературного уровня: например, у Г. Ибсена в "Столпах общества". [В
драме "Столпы общества" (1877) норвежского драматурга Генриха Ибсена
(1828--1906), обошедшей сцены многих стран мира, всеми почитаемый как
гражданин и семьянин крупный делец оказывается мошенником, лжецом, ни перед
чем не останавливающимся во имя своего благополучия.] Детектив снижает сюжет и
вводит в него опошленный образ самодовольного сыщика, который находит
удовольствие в том, что унижает человека, которого все считали безупречным
гражданином. Побудительный мотив действий сыщика -- подсознательная ненависть
к удачливому "буржуа". Его коллегами-конкурентами выступают следователи из
государственной полиции. Они все слишком неповоротливы и самовлюблены, чтобы
решить задачку. Часто даже подразумевается, что они невольно симпатизируют
виновнику. Детектив успешно преодолевает препятствия, которые ставит на его
пути их нерасторопность. Его торжество -- это поражение властей, принадлежащих
к слою буржуазии и имеющих своими ставленниками нерадивых полицейских.
Вот почему детективы столь популярны у людей, страдающих от неудовлетворенного
честолюбия (есть, конечно, и читатели другого сорта). Их тайная мечта -- взять
реванш над своим более удачливым соперником. Они мечтают дождаться, когда "на
руках преступника защелкнутся наручники и полицейские уведут его". Это
удовольствие доставляет читателю кульминация истории, в которой он
отождествляет себя самого с детективом, а своего более удачливого соперника --
с разоблаченным преступником. <Показательна также необычайная популярность так
называемых разоблачительных журналов, самое последнее изобретение американской
прессы. Эти журналы целиком посвящены выявлению тайных пороков и неблаговидных
проступков высокопоставленных лиц, особенно миллионеров и знаменитостей
экрана. По данным "Ньюсвик" (11 июля 1955), один из этих журналов определил
количество проданных за сентябрь 1955 г. экземпляров в 33 миллионов. Не
подлежит сомнению, что средний человек с удовольствием читает о подлинных иди
вымышленных грехах тех, кто выше его в социальной иерархии.>
Свобода прессы
СВОБОДА прессы -- одна из основных черт нации свободных граждан. Она относится
к главным пунктам в политической программе классического либерализма. Никому
еще не удавалось выдвинуть убедительные возражения против выводов,
сформулированных в двух ставших классическими трудах -- Джона Мильтона
"Ареопагитика" (1644) и Джона Стюарта Милля "О свободе" (1859): вольная печать
-- живая кровь литературы. [Мильтон Джон (1608--1674) -- английский поэт и
публицист. "Ареопагитика" -- его остро полемическое по форме выступление в
защиту свободы печати.]
Свободная пресса может существовать только при условии частного контроля над
средствами производства- При социалистическом укладе, где все издания
находятся в руках правительства, о свободной прессе не может быть и речи.
Только правительство решает, кто имеет право писать и что должно издаваться.
По сравнению с тем положением, которое наблюдается сейчас в Советской России,
даже царская Россия покажется страной свободной прессы. Публично расправляясь
с неугодными книгами, нацисты воплощали в жизнь одну из идей великого
теоретика социализма Кабе <см. Cabet, Voyage en Icarie, Paris, 1848, p. 12>.
[Кобе Этьен (1788--1856) -- французский социалист-утопист. Свои представления
о коммунистическом обществе он изложил в социальной утопии "Путешествия в
Икарию" (первое издание -- 1840 г.). В ней, в частности, говорится, что при
коммунизме книги издает и распределяет среди народа исключительно государство.
Естественно, утверждает Кабе, что печатаются только книги, одобренные
специальным комитетом. Существуют лишь государственные газеты и журналы,
редакторы которых -- должностные лица республики. Эта система
противопоставляется "лживой свободе" печати при буржуазном строе.]
По мере продвижения к социализму писатели шаг за шагом теряют свободу. С
каждым днем становится все труднее издать книгу или статью, неугодную
правительству или влиятельной группировке. Правда, "еретики" пока еще не
уничтожаются физически, и их книги в полном смысле слова не сжигаются
Инквизицией. Не наблюдается возврата и к старой системе цензуры. Люди, взявшие
на себя роль защитников прогресса, имеют в своем арсенале более надежное
оружие. Их основной метод расправы -- бойкотирование авторов, редакторов,
издателей, работников типографий, рекламы и даже читателей.
Каждый может воздержаться от чтения книг, газет журналов, которые ему не
нравятся, и посоветовать другим сделать то же самое. Но совсем другое дело,
когда человеку угрожают серьезными репрессиями, если он не прекратит
покровительствовать определенным изданиям или издателям. Во многих странах
издатели газет и журналов живут в страхе перед возможностью бойкота со стороны
профсоюзов. Поэтому они воздерживаются от открытого обсуждения определенных
тем и молчаливо подчиняются диктату лидеров профсоюза <о системе бойкота,
учрежденной католической церковью, см.: Р. Blanshard, American Freedom and
Catholis Power, Boston, 1949, pp. 194--198>.
Эти "рабочие" лидеры не потерпят насмешек в свой адрес, и в этом смысле они
гораздо более обидчивы, чем члены императорских и королевских семей прошлого.
Они шуток не поймут. Именно эта обидчивость делает "беззубыми" сатиру, комедию
и музыкальную комедию официального театра, обрекает на бесплодие
киноискусство.
При ancien regime во Франции театры имели возможность ставить и пьесы Бомарше,
высмеивающие аристократию, и бессмертную оперу Моцарта. [Бомарше Пьер Огюстен
Карон (1732--1799) -- французский драматург. Имеются в виду его известные
пьесы "Севильский цирюльник" и "Безумный день, или женитьба Фигаро". Следует
отметить, что "Женитьбу Фигаро" Людовик XVI не разрешал к постановке в течение
пяти лет. По мотивам "Женитьбы Фигаро" Вольфганг Амадей Моцарт (1756--1791)
написал оперу "Свадьба Фигаро" (1786).] При Второй империи Оффенбах и Галеви в
"Великой герцогине Герольштейнской" дали пародию на абсолютизм, милитаризм и
придворную жизнь. [Оффенбах Жак (1819--1880) -- французский композитор и
дирижер, выдающийся представитель жанра французской оперетты. Галеви Людовик
(1834--1908) -- французский писатель, либретист. Им написано, в частности, в
соавторстве с А. Мелъяком, либретто оперетты Оффенбаха "Великая герцогиня
Герольштейнская" (1867).] Наполеон III собственной персоной и некоторые другие
европейские монархи с удовольствием смотрели спектакли, представлявшие их в
смешном виде. В Викторианской Англии [Викторианская Англия -- распространенное
обозначение Великобритании периода пребывания на троне королевы Виктории
(1837--1901)] цензор британских театров лорд Чемберлен не препятствовал
постановке мюзиклов, высмеивающих все достопочтенные институты британской
правительственной системы. И благородные лорды сидели в ложах, в то время как
на сцене Граф Монтарарат пел: "Палата Пэров умом не блещет".
В наше время не может даже быть и речи о том, чтобы пародировать на сцене
власть предержащих. Недопустимо какое бы то ни было изображение профсоюзов,
кооперативов, государственных предприятий, упоминание бюджетного дефицита и

Страницы: «« « 72   73   74   75   76   77   78   79   80  81   82   83   84   85   86   87   88   89   90  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Мизес Людвиг, Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность