Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Мизес Людвиг - Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 94
Размер файла: 667 Кб
Страницы: «« « 69   70   71   72   73   74   75   76   77  78   79   80   81   82   83   84   85   86   87  » »»

условиях, чем остальные. Но его задача в преодолении рыночной конкуренции не
только не проще, но иногда труднее, а деятельность менее выгодна, чем у
новичка. Ему приходится реорганизовать унаследованное от предшественников
предприятие, чтобы приспособить его к изменившейся рыночной конъюнктуре. Так,
например, проблемы, которые приходилось решать потомку "короля" железных
дорог, были в последние десятилетия сложнее, чем проблемы человека,
начинавшего с нуля в перевозках грузовиками или самолетами.
Популярная философия простого человека самым плачевным образом искажает эти
факты. Дж. Дьюи [Дьюи Джон (1859--1952) -- американский философ и психолог],
например, считает, что все новые отрасли промышленности, которые предоставляют
человеку блага, неизвестные его предкам, созданы неким благодетелем по имени
"Прогресс". А накопление капитала, предпринимательство и технологические
изобретения не сыграли никакой роли в этаком самопородившемся благосостоянии.
Если кто-то и способствовал повышению производительности труда, так это
рабочий на конвейере. Но, к сожалению, в этом грешном мире существует
эксплуатация человека человеком. Большой бизнес снимает пенки и оставляет, как
утверждает "Коммунистический манифест", создателю всех благ, то есть рабочему,
только то, что "требуется для пропитания и для продолжения рода".
Следовательно, "современный рабочий, с прогрессом не поднимается, а все более
опускается... Рабочий становится паупером, и пауперизм растет еще быстрее, чем
население и богатство". [Приведенная Мизесом без ссылки цитата из "Манифеста
Коммунистической партии" дается в настоящем издании по "каноническому"
русскому переводу (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., изд. 2-е, т. 5, с. 435).]
Авторов этого описания капиталистического производства превозносят в
университетах как величайших философов и благодетелей человечества, а их
учение принимается с почтением миллионами людей, в чьих квартирах среди прочих
современных удобств можно увидеть радио и телевизор.
Самым безжалостным эксплуататором является большой бизнес, утверждают
профессора, "рабочие" лидеры и политики. Они не хотят понять, что
отличительная черта большого бизнеса -- как раз массовое производство для
удовлетворения нужд широких масс. При капитализме сами рабочие прямо или
косвенно являются основными потребителями продукции, выпускаемой их же
заводами.
На заре капитализма существовал значительный временной разрыв между
возникновением новшества и его доведением до широких масс. Еще 60 лет назад
Габриель Тард [Тард Габриель (1843--1904) -- французский социолог,
социопсихолог и правовед] справедливо отмечал, что любая промышленная новинка
сначала является роскошью для меньшинства и лишь потом превращается во
всеобщую потребность: то, что поначалу рассматривалось как нечто необычное,
позже становится повседневной вещью для всех без исключения. Это утверждение
совершенно справедливо и в отношении автомобиля. Но массовое производство
автомобилей большим бизнесом сократило и почти вовсе ликвидировало временной
разрыв. Современные новшества прибыльны только при условии их массового
производства и поэтому становятся доступны всем сразу же после их
практического внедрения. Так, в США не наблюдалось периода, когда пользование
такими изобретениями как телевизор, нейлоновые чулки, детское питание было бы
ограничено меньшинством лишь самых обеспеченных людей. Большой бизнес
стремится к тому, чтобы поскорее стандартизировать способы потребления и
развлечения широких масс.
При рыночной экономике никто не бедствует только потому, что есть очень
состоятельные люди. Богатство имущих не является причиной чьей-либо бедности.
Процесс, делающий людей богатыми, напротив, является следствием процесса,
совершенствующего способы удовлетворения людских потребностей.
Предприниматель, капиталист, технолог преуспевает только до тех пор, пока он
способен наилучшим образом удовлетворять спрос потребителя.
Антикапиталистический фронт
С САМОГО начала социалистического движения и попыток возродить
интервенционистскую политику докапиталистического времени и социализм и
интервенционизм были безнадежно дискредитированы в глазах всех, кто был знаком
с экономической теорией. Но идеи революционеров и реформаторов встретили
одобрение у огромных масс невежественных людей, движимых самыми сильными из
человеческих страстей: завистью и ненавистью.
Социальная философия Просвещения подготовила почву для осуществления программы
либерализации: для экономической свободы, завершившей свое развитие в рыночной
экономике (капитализме) с ее конституциональным следствием -- представительным
правительством. Но она не требовала уничтожения трех сил: монархии,
аристократии и церкви. Европейские либералы стремились заменить королевский
абсолютизм парламентарной монархией. Они хотели отменить привилегии
аристократии, но не лишать ее титулов, гербов и поместий. Они жаждали
предоставить всем свободу совести и прекратить преследования инакомыслящих и
еретиков, но вместе с тем дать всем церквям и сектам возможность исповедовать
свои духовные идеалы. Таким образом, все три основные силы старого режима были
сохранены. Можно было вполне ожидать, что принцы, аристократы и клерикалы,
неутомимо проповедующие консерватизм, встретят в штыки попытки социалистов
посягнуть на основные достижения западной цивилизации. Кроме того, глашатаи
социализма не скрывали, что при социалистическом тоталитаризме нет места для
того, что они называли пережитками тирании, неравенства и предрассудков.
Но даже в этих привилегированных группах обида и зависть взяли верх над
трезвой логикой. Они, по существу, объединились с социалистами, закрыв глаза
на то, что социализм предусматривает в числе прочего конфискацию их
собственных поместий, и что тоталитаризм исключает религиозную свободу.
Гогенцоллерны в Германии начали проводить политику, которую один клерикальный
обозреватель обозначил как монархический социализм . Самодержцы России, Романовы, заигрывали
с профсоюзами, чтобы использовать их как оружие в борьбе против попыток
"буржуазии" установить представительное правительство . [Л. Мизес имеет в виду так
называемую зубатовщину -- создание в 1901--1903 гг. по инициативе охранки
легальных рабочих организаций. Администрация поддерживала экономические
требования этих профсоюзов при условии отказа от политической деятельности.]
Во всех европейских странах аристократы практически сотрудничали с врагами
капитализма. Видные теологи пытались дискредитировать систему свободного
предпринимательства и, таким образом, по существу, поддерживали и социализм, и
радикальный интервенционизм. Некоторые известные лидеры современного
протестантства -- Барт и Бруннер в Швейцарии, Нибур и Тиллих в США и ныне
покойный архиепископ Кентерберрийский Уильям Темпл -- открыто осуждают
капитализм и даже считают "несостоятельность капитализма" ответственным за все
эксцессы русского большевизма. [Названные Л. Мизесом религиозные мыслители --
основоположники и видные представители так называемой неоортодоксии в
протестантизме. Под влиянием "великой депрессии" 1929--1933 гг. сложилось их

Страницы: «« « 69   70   71   72   73   74   75   76   77  78   79   80   81   82   83   84   85   86   87  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Мизес Людвиг, Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность