Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Мизес Людвиг - Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 94
Размер файла: 667 Кб
Страницы: «« « 64   65   66   67   68   69   70   71   72  73   74   75   76   77   78   79   80   81   82  » »»

заслугам и достижениям. Более выдающиеся специалисты, методы и открытия
которых он должен освоить и использовать на практике, чтобы не отстать от
времени, были когда-то его одноклассниками в медицинском училище, работали
вместе с ним санитарами, сейчас вместе с ним посещают встречи медицинской
ассоциации. Он встречается с ними у постели больного, на общественных
мероприятиях. Некоторые из них -- его личные друзья или родственники, и они
ведут себя по отношению к нему крайне учтиво, называя его "уважаемым
коллегой". Однако они стоят значительно выше его в глазах общества и
превосходят его размерами дохода. Они обогнали его и теперь принадлежат к
другому классу. Сравнивая себя с ними, он чувствует себя униженным. Но он
должен строго контролировать себя, чтобы его обида и зависть ни в чем не
выразились. Даже самое незначительное проявление подобных чувств было бы
расценено как очень дурной тон и принизило бы его в глазах окружающих. Поэтому
ему ничего не остается, как проглотить обиду и обратить свою злобу против
другого объекта. И он обвиняет экономическую организацию общества, порочную
капиталистическую систему: вот если бы не эта нечестная система, его
способности и талант, энергия и труд принесли бы ему заслуженное
вознаграждение.
Подобным образом обстоит дело со многими юристами и учителями, художниками и
артистами, писателями и журналистами, архитекторами и научными работниками,
инженерами и химиками. Они тоже чувствуют себя неудовлетворенными, так как их
угнетает сознание, что их опередили более удачливые коллеги, их бывшие
одноклассники и приятели. Обида усугубляется именно тем кодексом
профессионального поведения и этики, которые маскируют конкуренцию видимостью
товарищеских и коллегиальных отношений.
Чтобы понять причину ненависти интеллектуала к капитализму, нужно понять, та),
по его представлениям, эта система воплощена в некоторых из его коллег, успех
которых он воспринимает как личную обиду и которых он считает виновниками
неосуществления своих честолюбивых планов. Его страстная ненависть к
капитализму -- это просто маскировка ненависти к более удачливым "коллегам".
Антикапиталистические предубеждения американских интеллектуалов
НАСТРОЙ интеллектуалов против капитализма -- явление, не ограниченное одной
или несколькими странами. Однако в США это предубеждение более обострено, чем
в европейских странах. Чтобы объяснить причину этого странного положения,
обратимся к понятию "общества" или, как его называют по-французски, le monde.
В Европе "общество" составляют все, кто достиг успеха в какой-либо сфере
деятельности. Государственные деятели и парламентские лидеры, руководители
различных департаментов государственной службы, издатели и редакторы ведущих
журналов и газет, известные писатели, ученые, художники, артисты, музыканты,
инженеры, юристы и врачи образуют вместе с преуспевающими бизнесменами и
отпрысками аристократических семей так называемое "высшее общество". Они
встречаются за обедами и на вечеринках, благотворительных балах и базарах,
премьерах и вернисажах, они бывают в одних и тех же ресторанах, отелях,
курортах. Общаясь, они с удовольствием беседуют об интеллектуальных предметах
(форма общения, выработанная в Италии эпохи Возрождения, усовершенствованная в
парижских салонах и затем подхваченная всеми "обществами" в Западной и
Центральной Европе).
Новые идеи и веяния сначала находят отклик на этих светских раутах и лишь
потом начинают распространяться в более широких кругах. Нельзя исследовать
историю искусства и литературы, обходя молчанием роль, которую играл "свет" в
поощрении или, наоборот, бойкоте деятелей искусства.
Доступ в европейский "свет" открыт любому, кто отличился в какой-либо сфере.
Он, может быть, проще для потомков аристократии или для очень обеспеченных
людей, чем для простых людей со скромным доходом. Но ни богатство, ни титулы
не могут дать члену этого общества тот ранг или престиж, какой способно дать
признание его выдающихся личных качеств или способностей. Звездами парижских
салонов являются не миллионеры, а члены французской Академии. Здесь
преобладают интеллектуалы, а остальные, по меньшей мере, делают вид, что их
интересуют интеллектуальные вопросы.
"Общество" в таком смысле -- явление, чуждое Америке. То, что мы называем
"высший свет", в США почти исключительно состоит из самых состоятельных семей.
Между процветающим бизнесменом и выдающимися писателями, художниками, учеными
очень мало контактов. Те, чьи имена фигурируют в социальном регистре [Social
Register -- принятое в США обозначение справочника, содержащего список лиц,
занимающих видное положение в обществе], никогда не встречаются с людьми,
формирующими общественное мнение и распространяющими новые идеи, которые потом
определяют будущее нации. Большинство в этом "обществе" не интересуются ни
книгами, ни идеями. Встречаясь, они, если не играют в карты, то сплетничают о
ком-либо или беседуют скорее о спорте, чем о культурных проблемах. Но даже те,
кому не чужды книги, считают писателей, ученых и художников людьми, с которыми
им неинтересно общаться.
Почти непреодолимая пропасть разделяет "общество" и интеллектуалов.
Эту ситуацию можно объяснить исторически, но факт остается фактом. Нельзя
преодолеть и ту обиду, которую, в свою очередь, питают интеллектуалы к членам
"общества" -- в отместку за пренебрежение к ним. Американские писатели и
ученые склонны считать состоятельного бизнесмена варваром, единственная мысль
которого -- делать деньги. Профессор презирает своих питомцев за то, что тех
больше интересует университетская футбольная команда, чем успехи на
академическом поприще. Он чувствует себя оскорбленным, узнав, что тренер
команды получает за работу больше, чем известный преподаватель философии.
Исследователи, выработавшие новые методы производства, ненавидят бизнесмена,
которого интересует только прибыль от их изобретений. Очень показательно, что
многие американские физики сочувствуют социализму и коммунизму. Принимая во
внимание, что они сами не разбираются в экономике, но зато хорошо знают, что
преподаватели экономики в университете нелестно отзываются о капитализме,
пренебрежительно именуя его "системой выжимания прибыли", трудно ожидать от
них другого отношения.
Если группа людей изолирует себя от остальной нации, особенно от ее
интеллектуальных лидеров, как это делает американский "высший свет", она
обязательно становится мишенью для злобных нападок со стороны тех, кто не
допущен в их круг. Замкнутость, свойственная американскому "высшему свету",
сделала его представителей своего рода изгоями. Они испытывают самодовольство
от сознания своей исключительности, при этом, не замечая, что добровольно
избранная ими сегрегация обособляет их от остальной нации и разжигает ее
враждебность к ним. Последнее побуждает интеллектуалов симпатизировать
антикапиталистической политике.
Негодование "белых воротничков"
У "белых воротничков" ненависть к капитализму, свойственная большинству людей,
подпитывается еще двумя, характерными только для них факторами, угнетающими их
психологически. ["Белыми воротничками" называют наемных конторских служащих (в

Страницы: «« « 64   65   66   67   68   69   70   71   72  73   74   75   76   77   78   79   80   81   82  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Мизес Людвиг, Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность