Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Мизес Людвиг - Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 94
Размер файла: 667 Кб
Страницы: «« « 63   64   65   66   67   68   69   70   71  72   73   74   75   76   77   78   79   80   81  » »»

достигшие успеха там, где он потерпел неудачу. Всегда есть товарищи, которые
обогнали его, и он подсознательно испытывает по отношению к ним комплекс
неполноценности. Так чувствует себя бродяга по отношению к человеку, имеющему
постоянную работу, рабочий -- к бригадиру, чиновник -- к вице-президенту,
вице-президент -- к президенту компании, человек у которого в банке 300 тысяч
долларов, -- к миллионеру и т. д. Самоуверенности и моральной успокоенности
человека мешает то, что перед его взором постоянно находятся те, кто проявил
больше изобретательности и способностей. От этого он остро ощущает свое
поражение и неполноценность.
Первым, кто категорически отверг "западные" идеи Просвещения и общественную
философию рационализма, утилитаризма и индивидуализма, равно как и политику,
проводимую этими школами, был немецкий ученый Юстус Мезер [Мезер Юстус
(1720--1794) -- немецкий историк и политический деятель; выступая против идей
французских просветителей, идеализировал средневековое общество в Германии],
за ним последовало множество продолжателей. [Понятие "идеи Просвещения"
получило широкую известность после выхода статьи выдающегося философа И. Канта
"Что такое Просвещение" (1784). Это отрицание феодальных порядков и
соответствующей им схоластически-церковной идеологии, утверждение прав
человека и всесилия человеческого разума. Компонентами идеологии Просвещения
были философские и этические концепции рационализма, утилитаризма и
рационализма. Рационализм -- философское учение, признающее разум основой всей
деятельности людей. Утилитаризм -- этическая концепция, рассматривающая
стремление к личной пользе как главный стимул и побудительный мотив
человеческого поведения. Индивидуализм -- социологическая концепция,
утверждающая примат абсолютных прав личности, ее свободу и независимость от
общества и государства.] Одним из новомодных в тот период принципов, вызвавших
нападки Мезера, было требование, чтобы продвижение армейских офицеров и
чиновников по службе было поставлено в зависимость от личных достоинств, а не
от их благородного происхождения, возраста или срока службы. Жизнь в обществе,
где успех полностью зависел бы от личных заслуг, считал Мезер, была бы просто
невыносима. Так уж устроен человек: ему свойственно переоценивать свои
достоинства и заслуги. Если положение человека в обществе обусловлено
факторами иными, чем наличие или отсутствие у него достоинств, то те, кто
остался внизу общественной лестницы, могут смириться с таким исходом и, не
подвергая сомнению свою человеческую ценность, сохранить достоинство и
самоуважение. Совсем другое дело -- когда все решают заслуги. В этом случае
неудачник чувствует себя оскорбленным и униженным. Отсюда появляется ненависть
и враждебность к тем, кто его обогнал <Л. Мезер, "Против продвижения по службе
согласно личным заслугам", впервые опубликовано в 1772 г. (Justus Moser's
Sammtliche Werke, ed. В. R. Abeken, Berlin, 1842, Vol. II, s. 187--191)>.
Система цен и рынков при капитализме образует общество, в котором именно
заслуги и достижения определяют успех или неуспех человека. Как бы мы ни
расценивали предубеждение Мезера против принципа продвижения по заслугам, мы
вынуждены признать, что он верно описал одно из его психологических следствий.
Он очень хорошо понял чувства тех, кто пытался пробиться, но потерпел при этом
крах.
Такой человек, чтобы как-то утешиться и восстановить уверенность в себе,
пытается найти козла отпущения. Он старается убедить себя, что потерпел
поражение не по собственной вине. Он ни в чем не уступает более удачливому
сопернику, ни в работоспособности, ни в изобретательности. Просто, к
сожалению, неудачная структура общества не способна оценить самых достойных
людей по заслугам, она скорее увенчает лаврами беспринципного негодяя,
мошенника, эксплуататора, "закоренелого индивидуалиста". А наш неудачник
потерпел поражение именно из-за своей честности. Он оказался слишком
порядочным, чтобы прибегнуть к гнусным махинациям, которым его удачливые
соперники обязаны своим возвышением. При капитализме человек вынужден
выбирать: либо добродетель и бедность, либо бесчестность и богатство. Лично
он, наш герой, слава Богу, выбрал первый путь и решительно отверг второй.
Это стремление отыскать козла отпущения является характерным настроением людей
при общественном устройстве, в котором каждый оценивается с точки зрения
вклада в благосостояние ближнего и является, таким образом, кузнецом
собственного счастья. В таком обществе любой человек, чье честолюбие не
удовлетворено полностью, враждебно относится к более удачливым соперникам.
Человек примитивный отводит душу в сплетнях и наговорах. Более тонкие натуры
не опускаются так низко. Они сублимируют свою ненависть в философию, философию
антикапитализма, чтобы заглушить внутренний голос, говорящий: твое поражение
-- твоя собственная вина. Фанатизм, проявляемый ими в критике капитализма,
объясняется именно тем, что, сознавая несправедливость этой критики, они все
же стараются убедить себя в ее обоснованности.
Муки неудовлетворенного честолюбия очень типичны для людей, живущих в обществе
равенства всех перед законом. Такое положение, однако, вызвано не равенством
перед законом, а тем, что именно в этом обществе неравенство людей в отношении
их интеллектуальных способностей, силы, воли и усердия наиболее резко
бросается в глаза. Разрыв между тем, что представляет собой человек и чего он
достиг, с одной стороны, и тем, что он сам думает о своих возможностях и
достижениях, с другой стороны, безжалостно обнажается. Мечты о "справедливом"
мироустройстве, которое оценит индивидуума по его "действительным
достоинствам", являются удобным прибежищем всех, кто не до конца честен перед
самим собой.
Негодование интеллектуалов
ОБЫЧНЫЙ человек, как правило, не имеет возможности общаться с теми, кто
добился в жизни большего, чем он. Он вращается среди других таких же обычных
людей и никогда не бывает в одной компании со своим начальником. Он никогда на
личном опыте не может узнать, насколько отличается от него предприниматель или
руководитель по тем качествам и способностям, которые требуются для успешного
обслуживания потребителей. Его зависть и порождаемая ею обида направлены не
против конкретного человека из плоти и крови, а против некоторой бесплотной
абстракции вроде "руководства", "капитала", "Уолл-стрита". Нельзя ненавидеть
столь абстрактный образ такой ненавистью, какая возможна по отношению к
ближнему, с которым встречаешься каждый день.
Совсем другое положение у тех, кто в силу рода занятий или семейной
принадлежности общается с добившимися крупных успехов и завоевавшими награды;
людям этого круга кажется, что успехи и награды по праву должны были бы
принадлежать им. У них ощущение неудовлетворенных амбиций особенно остро, так
как оно порождено ненавистью к конкретным лицам. Они испытывают отвращение к
капитализму за то, что он позволил другому человеку занять то положение,
которое они хотели бы иметь сами.
Так обстоит дело с теми, кого обычно называют людьми умственного труда.
Возьмем к примеру врачей. Любой врач на основе ежедневного опыта осознает
существование иерархии, в которой каждый медик занимает свое место согласно

Страницы: «« « 63   64   65   66   67   68   69   70   71  72   73   74   75   76   77   78   79   80   81  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Мизес Людвиг, Бюрократия. Запланированный хаос. Антикап. ментальность