|
Главная - Наука - Экономика
Орлов А.И. - Инновационный менеджмент Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 54 Размер файла: 251 Кб Страницы: «« « 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 » »» Популярный ныне термин "маркетинг" (по-английски marketing) происходит от
market (рынок) и обозначает деятельность по изучению и завоеванию рынка.
1. Пример: маркетинг при открытии и работе пекарни-магазина
Какие именно товары выпускать и услуги оказывать? Такой вопрос стоит перед
каждой фирмой. Производитель работает для потребителя, поэтому прежде всего
необходимо знать предпочтения потребителей.
Пример. Предположим, Вы решили открыть пекарню, при ней - магазин, и
продавать свежую выпечку. Тогда Вам надо знать, что любят Ваши будущие
покупатели: белый хлеб или черный, большие буханки или маленькие булочки,
торты или пирожки.
Слова "надо знать" требуют уточнения - Вам надо оценить емкость рынка -
общий объем возможных покупок хлебобулочных изделий в районе Вашей будущей
пекарни-магазина и структуру рынка - соотношения покупок различных видов
изделий. Например, белого хлеба покупают втрое больше (по весу), чем
черного, а пирожков в 5 раз меньше, чем тортов.
Вам также надо классифицировать потребителей, разбить их на группы сходных
по поведению, т.е. провести сегментацию рынка. Возможно, выделятся семейные
покупки (два батона и четвертинка черного через день, торт для гостей два
раза в месяц), "деловые" покупатели из соседних учреждений (импозантные
торты для празднования торжественных дат, печенье для кофе с посетителями и
пирожки для быстрого обеда), школьники (печенье, булочки и пирожки после
школы) и др..
Теперь надо выбрать сегмент (или сегменты), на котором вы хотите вступить в
борьбу за покупателя. Для этого вам надо на каждом из сегментов сравнить
свои возможности с достижениями конкурентов и оценить итог конкурентной
борьбы. Например, ваши конкуренты получают продукцию с хлебозавода, а вы
выпекаете продукцию на месте. Значит, Ваше конкурентное преимущество в том,
что покупатели будут получать горячий хлеб. А поскольку батоны и буханки по
стоимости составляют основную часть рынка, в то время как торты, печенье,
булочки, пирожки - лишь дополнение, то вы поступите рационально,
сосредоточившись на сегменте батонов и буханок.
Вы изучили рынок, теперь его надо завоевывать. Вам нужно отбить покупателей
у конкурентов. Очень важно правильно выбрать место для вашего предприятия.
Недаром немецкий учебник [1] по экономике предприятия начинается именно с
этого вопроса. Важно не только то, чтобы потенциальные покупатели могли
легко посетить ваше предприятие, но и то, чтобы для них это было удобнее,
чем приходить в магазины конкурентов. Ясно, например, что место у станции
метро лучше, чем одинокий домик вдали от транспортных путей.
Следующий этап - позиционирование вашего товара на рынке. Покупатели должны
узнать о вашем существовании, привыкнуть заходить в ваш магазин. На этом
этапе очень важна интенсивная реклама. Например, рекламные щиты у станции
метро должны указывать стрелками на ваш магазин, все жители окрестных домов
должны получить от вас персональные приглашения и т.п. (см. ниже раздел о
рекламе).
Наконец, дело пошло. Хотя цена на батоны и буханки - та же, что у
конкурентов, но вы продаете только что испеченный хлеб, и к вам потянулись
покупатели. Хотя ассортимент у вас пока мал, но объем продаж достаточно
велик и дает удовлетворяющую вас прибыль. Вы победили? Да, но только на
этом этапе.
Конкуренты, конечно, заметили ваше появление. Заметили и снижение прибылей.
Они могут ответить различными способами. Лучше всего для вас, если они
сочтут нецелесообразным конкурировать с вами на сегменте батонов и буханок
и начнут развивать свои сегменты рынка. Кто-то сосредоточится на тортах.
будет делать их по заказам, а для их сбора заведет агентов в окрестных
учреждениях. Кто-то устроит выносную продажу пирожков у станции метро и в
школах. Кто-то выяснит потребительские предпочтения каждого конкретного
жителя и будет доставлять продукцию прямо на дом.
Но вам нельзя успокаиваться. Может найтись конкурент, который установит в
своем магазине мини-пекарню и станет бороться за покупателя на том сегменте
рынка, который вы считали уже своим. Да еще будет изготовлять тесто для
домашних хозяек. Кто-то снизит розничные цены на батоны и буханки.
Хлебозаводы могут перейти к изготовлению нечерствеющего хлеба в специальной
упаковке. Может возникнуть мода на домашние микропекарни, и т.п. В
результате ваша прибыль снизится. Придется придумывать что-то новое:
расширять ассортимент продукции, укреплять связи с покупателями, и т.д. Вы
обречены на постоянную конкурентную борьбу. Лучше будет потребителям - они
станут получать все больше товаров и услуг от вас и ваших конкурентов.
2. Жизненные циклы товаров и потребителей
2.1. Жизненный цикл товара с инженерной точки зрения
Международная организация по стандартизации выделяет одиннадцать этапов
жизненного цикла продукции (см., например, [2, с.80-81]):
1) маркетинг, поиски и изучение рынка;
2) разработка технических требований, разработка продукции;
3) материально-техническое снабжение;
4) подготовка и разработка производственных (т.е. технологических)
процессов;
5) производство;
6) контроль, проведение испытаний и обследований;
7) упаковка и хранение;
Страницы: «« « 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |