|
Главная - Наука - Экономика
Орлов А.И. - Инновационный менеджмент Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 54 Размер файла: 251 Кб Страницы: «« « 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » »» мелкооптовых продавцов растворимого кофе. Совместно с представителями
заказчика был составлен опросный лист (анкета типа социологической) из 16
основных вопросов и 4 дополнительных, посвященных социально-демографической
информации. Опрос проводился в форме интервью с 500 покупателями и
продавцами кофе. Места опроса - рынки, лотки, киоски, продуктовые и
специализированные магазины, т.е. были охвачены все виды мест продаж кофе.
Интервью проводили более 40 специально подготовленных (примерно по
8-часовой программе) студентов, разбитых на 7 бригад. После тщательной
проверки бригадирами и группой обработки информация была введена в
специально созданную базу данных. Затем проводилась разнообразная
статистическая обработка, строились таблицы и диаграммы, проверялись
статистические гипотезы и т.д. Заключительный этап - осмысление и
интерпретация данных, подготовка итогового отчета и предложений для
заказчиков.
Технология организации и проведения маркетинговых опросов лишь
незначительно отличается от технологии социологических опросов, многократно
описанной в литературе. Так, мы предпочли использовать полуоткрытые
вопросы, в которых для опрашиваемого дан перечень подсказок, а при желании
он может высказать свое мнение в свободной форме. Не уложившихся в
подсказки оказалось около 5 % , их мнения были внесены в базу данных и
анализировались дополнительно. Для повышения надежности опроса о наиболее
важных с точки зрения маркетинга моментах спрашивалось в нескольких
вопросах. Были вопросы - ловушки, с помощью которых контролировалась
"осмысленность" заполнения анкеты. Например, в вопросе: "Что Вы цените в
кофе: вкус, аромат, крепость, наличие пенки..." ловушкой является включение
"крепости" - ясно, что крепость зависит не от кофе самого по себе, а от его
количества в чашке. В ловушку никто из 500 не попался - никто не отметил
"крепость". Этот факт повышает надежность выводов проведенного опроса. Мы
считали нецелесообразным задавать вопрос об уровне доходов (поскольку в
большинстве случаев отвечают "средний", что невозможно связать с
определенной величиной). Вместо такого вопроса мы спрашивали: "Как часто Вы
покупаете кофе: по мере надобности или по возможности?". Поскольку кофе не
является дефицитным товаром, первый ответ свидетельствовал о наличии
достаточных денежных средств, второй - об их ограниченности (потребитель не
всегда имел возможность позволить себе купить банку растворимого кофе).
Стоимость подобных исследований - 5-10 долларов США на одного
обследованного. При этом трудоемкость (и стоимость) начальной стадии -
подготовки анкеты и интервьюеров, пробный опрос и др. - 30 % от стоимости
исследования, стоимость непосредственно опроса - тоже 30 %, ввод информации
в компьютер и проведение расчетов, построение таблиц и графиков - 20 %,
интерпретация результатов, подготовка итогового отчета и предложений для
заказчиков - 20 % . Таким образом, стоимость собственно опроса в два с
лишним раза меньше стоимости остальных стадий исследования.
Приведем некоторые из полученных результатов.
а) В отличие от западных потребителей, отечественные не отдавали
предпочтения стеклянным банкам по сравнению с жестяными. Поскольку жестяные
банки дешевле стеклянных, то можно порекомендовать с целью снижения
расходов закупку кофе в жестяных банках.
б) Отечественные потребители готовы платить на 10-20% больше за
экологически безопасный кофе более высокого качества, имеющий сертификат
Минздрава и символ экологической безопасности на упаковке.
в) Средний объем потребления растворимого кофе - 850 г в месяц (на семью
потребителя).
г) Потребители растворимого кофе делятся на классы. Есть "продвинутые"
потребители, обращающие большое внимание на качество и экологическую
безопасность, марку и страну производства, терпимо относящиеся к изменению
цены. "Тонкие ценители" - в основном женщины от 30 до 50 лет, служащие,
менеджеры, научные работники, преподаватели, врачи (т.е. лица с высшим
образованием), пьющие кофе, как дома, так и на работе, причем "кофейный
ритуал" зачастую входит в процедуру деловых переговоров или совещаний.
Противоположный класс состоит из мужчин двух крайних возрастных групп -
школьников и пенсионеров. Для них важна только цена, что очевидным образом
объясняется недостатком денег.
Результаты были использованы заказчиком в рекламной кампании. В частности,
обращалось внимание на сертификат Минздрава и на экологическую безопасность
упаковки.
3.3. Неэкспериментальные методы
При изучении рынка маркетологи используют в основном неэкспериментальные
методы. Опросы сравнительно дороги и применяются тогда, когда без них не
обойтись. О зависимости спроса от цены можно судить по объемам продаж, в
том числе близких аналогов, а также по наблюдениям за поведением
покупателей в магазинах. Сегментацию рынка зачастую можно осуществить из
априорных соображений, как это выше сделано в разделе "Жизненный путь
семьи". Большую пользу приносит анализ позиций и динамики на рынке аналогов.
Большое значение имеет прогнозирование рынка (см. главу "Функции
менеджмента"). Анализ разнообразной информации, в том числе рекламной, дает
возможность выявить тенденции рынка. К сожалению, ситуация на рынке может
измениться быстро и неожиданно. Примером является очередной этап
экономического кризиса в России 17 августа 1998 г., характерными чертами
которого (с точки зрения маркетинга) явились рост курса доллара США в
несколько раз, паралич банковской системы и близкое к панике поведение
потребителей.
Однако есть область, в которой прогнозы достаточно надежны. Это
демографическая ситуация. Можно достаточно надежно предсказать численность
возрастных групп. Так, резкое снижение рождаемости в России в 90-е годы
приведет к уменьшению числа школьников, а потому уменьшится спрос на
учебники и иные предметы школьного обихода. Для начальной школы это будет
заметно уже в ближайшие годы - в 1999 г. понадобится заметно меньше
Страницы: «« « 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |