|
Главная - Наука - Экономика
Паршаков Евгений - Экономическиео развитие общества Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 193 Размер файла: 1263 Кб Страницы: «« « 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 » »» Гидродвигатель находит широкое применение в бумажном и фанерном
производст ве. В бумажной промышленности водяное колесо применяется для
толчения и растирания тряпок, а в фанерном - для тонкой распиловки морского
и редких сортов дерева. (Маркс. Машины..., 37).
В период зарождения индустриально-технической революции машинная
техника не ограничивалась широким вторжением только во все звенья
промышленности. Она широко применяется и в других отраслях общественного
хозяйства. В XV столетии в Португалии и Испании появляется новый тип
морского судна - каравелла. Ее появление было одним из крупнейших достижений
технического прогресса средних веков. Каравелла быстро вытеснила в Европе
другие, менее совершенные и эффективные морские суда: неф, галеру, коггу.
Каравелла имела три рабочих мачты и четырехугольную форму паруса. Вместо
одного большого паруса, как это было на морских судах старой конструкции,
каравелла имела несколько четырехугольных парусов, расположенных ярусами.
Это не только уменьшало опасность во время плавания в штормовую погоду, но и
позволяло сократить экипаж судна, увеличить его быстроходность и, самое
главное, идти в нужном направлении, регулируя парусами энергию ветра, в то
время как суда старых типов были игрушкой ветра, поскольку они могли идти
лишь по ветру.
Вторым важным достижением в области морского транспорта было
изобретение современного рулевого управления, которое появилось в VIII в. в
Европе. Если раньше корабли управлялись примитивным рулем, почти не
отличающимся от рулевого весла, что не позволяло эффективно управлять судами
и являлось вследствие этого препятствием для строительства крупных океанских
судов, то теперь руль стали прочно подвешивать на ахтерштевень и
устанавливать под водой с целью укрыть от волн. Теперь можно было делать
большие рули и, следовательно, строить большие морские и океанские суда.
Другими крупными изобретениями, необходимыми в морском транспорте,
явились компас (XII в.), хронометр и подзорная труба.
Эти изобретения, особенно первые два, имели грандиозные последствия:
великие географические открытия, создание колониальной системы, так
называемую торговую революцию и "революцию цен". Здесь следует отметить, что
эти события явились следствием не только технического прогресса в морском
транспорте, но и были ускорены (как и сами технические достижения) захватом
Средиземно-Черноморского торгового пути арабами, а затем турками,
разгромившими Византию.
В развитии внутреннего судоходства также было внедрено новшество, а
именно: были изобретены шлюзы с воротами, которые появились в XIV в. в
Нидерландах, а затем стали применяться и в других странах.
Машинная техника нашла широкое применение в городском водоснабжении,
проблема которого возникла одновременно с возникновением городов. Задача
водоснабже
ния городов решалась путем сооружения крупных насосных станций,
приводимых в действие посредством гидродвигателя водяным насосом. Некоторые
города Германии имели водонасосные станции уже в начале XVI в. В 1550 г. в
Аугсбурге существовала сложная система водоснабжения. Водяные колеса
приводили в движение архимедовы винты, которые поднимали воду на
водонапорную башню, откуда вода отводилась потребителю по водопроводу. Во
многих городах Европы в XVI в. начинают строить водонасосные станции и
водопроводы с использованием гидродвигателя и ветряного двигателя: в Толедо
(1526 г.), Глочестере (1542 г.), Лондоне (1582 г.), Париже (1608 г.) и др.
Гидродвигатели применяли и для других целей. Во Франции Р.Салеш и А. де
Виль соорудили в 1682 г. на реке Сене гидросиловую установку из 13
гидродвигателей с диаметром свыше 8 м, которые приводили в движение 235
насосов, поднимавших воду на высоту 163 м для снабжения фонтанов королевских
парков.
В Нидерландах применение огромного количества ветряных двигателей,
применявшихся для перекачки воды с участков земли, отделенных от моря
дамбами, позволило отвоевать у моря обширные территории земли, которые стали
использоваться в сельскохозяйственном производстве.
В засушливых областях Европы водяные и ветряные двигатели широко
применялись для орошения полей, что позволяло значительно повышать урожаи.
В XIV столетии в Европе начинается применение пороха, который совершил
переворот в военной и охотничьей технике. Применение пороха привело к
полному вытеснению традиционного оружия воинов и охотников: лука, копья,
арбалета и т.д. более эффективным огнестрельным оружием. А осадная мощная
военная техника: баллисты, катапульты, тараны были заменены с изобретением
пороха артиллерией.
Сначала стволы орудий изготовляли из железных полос, скрепленных
обручами, затем цельноковаными. В XVI в. орудия дополняют колесными
лафетами. С развитием металлургии стволы орудий начинают отливать из бронзы,
а затем и из чугуна. Орудия изготовляли гладкоствольными и заряжали с дула.
С XV в. начинается применение чугунных ядер, картечи, разрывных снарядов
(XVI в.). Происходит дальнейшее совершенствование огнестрель ного оружия и
его массовое распространение как на охоте, так и военном деле, как на суше,
так и в море (орудиями стали оснащать военные парусные корабли).
Таким образом силы неживой природы начинают применять в качестве
двигатель ной силы не только для производства материальных благ, но и для их
уничтожения, а также для уничтожения людей. Однако взрывная сила пороха
применялась не только как разрушительная сила для ведения войны. Мы уже
говорили выше, что огнестрельное оружие совершило пореворот в технике
охотничьего промысла. Другим применением пороха было его использование в
горной промышленности для разрушения твердых каменных пород при добыче
полезных ископаемых. В 1548-1572 г.г. порох был применен для выполнения
взрывных работ при расчистке фарватера реки Неман. А в 1680 г. крупный
ученый Христиан Гюйнгенс пытался построить поршневой механический двигатель,
работающий от взрывной силы пороха. Эта попытка окончилась неудачей, но она
Страницы: «« « 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |