Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Паршаков Евгений - Экономическиео развитие общества

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 193
Размер файла: 1263 Кб
Страницы: «« « 89   90   91   92   93   94   95   96   97  98   99   100   101   102   103   104   105   106   107  » »»

     Гидродвигатель  находит   широкое  применение  в  бумажном  и  фанерном
производст  ве.  В  бумажной промышленности водяное колесо  применяется  для
толчения и растирания тряпок, а в фанерном - для  тонкой распиловки морского
и редких сортов дерева. (Маркс. Машины..., 37).

     В   период   зарождения  индустриально-технической  революции  машинная
техника   не  ограничивалась   широким  вторжением   только  во  все  звенья
промышленности. Она  широко применяется  и в  других  отраслях общественного
хозяйства.  В XV  столетии  в Португалии  и  Испании  появляется  новый  тип
морского судна - каравелла. Ее появление было одним из крупнейших достижений
технического прогресса  средних веков.  Каравелла быстро вытеснила  в Европе
другие, менее совершенные  и эффективные  морские суда:  неф, галеру, коггу.
Каравелла имела  три  рабочих  мачты и четырехугольную форму паруса.  Вместо
одного большого  паруса, как  это было на морских судах  старой конструкции,
каравелла имела несколько четырехугольных  парусов,  расположенных  ярусами.
Это не только уменьшало опасность во время плавания в штормовую погоду, но и
позволяло сократить экипаж  судна,  увеличить  его  быстроходность и,  самое
главное, идти в нужном направлении, регулируя парусами  энергию ветра, в  то
время как суда старых типов были игрушкой ветра,  поскольку  они могли  идти
лишь по ветру.

     Вторым  важным  достижением   в   области   морского   транспорта  было
изобретение современного рулевого управления,  которое появилось в VIII в. в
Европе.  Если  раньше  корабли  управлялись  примитивным  рулем,  почти   не
отличающимся от рулевого весла, что не позволяло эффективно управлять судами
и являлось вследствие этого препятствием для строительства крупных океанских
судов,  то   теперь  руль   стали  прочно  подвешивать   на  ахтерштевень  и
устанавливать под водой с целью  укрыть от волн. Теперь  можно  было  делать
большие рули и, следовательно, строить большие морские и океанские суда.

     Другими  крупными  изобретениями,  необходимыми  в  морском транспорте,
явились компас (XII в.), хронометр и подзорная труба.

     Эти изобретения, особенно  первые  два,  имели грандиозные последствия:
великие   географические  открытия,   создание   колониальной  системы,  так
называемую торговую революцию и "революцию цен". Здесь следует отметить, что
эти  события явились следствием  не  только технического прогресса в морском
транспорте, но и  были ускорены (как и сами технические достижения) захватом
Средиземно-Черноморского   торгового   пути   арабами,   а   затем  турками,
разгромившими Византию.

     В  развитии внутреннего судоходства  также  было внедрено новшество,  а
именно: были  изобретены шлюзы  с воротами,  которые  появились  в XIV  в. в
Нидерландах, а затем стали применяться и в других странах.

     Машинная  техника  нашла  широкое применение в городском водоснабжении,
проблема которого  возникла  одновременно с  возникновением городов.  Задача
водоснабже

     ния   городов  решалась  путем  сооружения  крупных  насосных  станций,
приводимых в действие посредством гидродвигателя водяным насосом.  Некоторые
города Германии имели водонасосные станции уже в начале  XVI  в. В 1550 г. в
Аугсбурге  существовала   сложная  система  водоснабжения.  Водяные   колеса
приводили  в   движение  архимедовы  винты,   которые   поднимали  воду   на
водонапорную  башню,  откуда вода отводилась потребителю по  водопроводу. Во
многих городах  Европы  в  XVI  в.  начинают строить водонасосные  станции и
водопроводы с использованием гидродвигателя и  ветряного двигателя: в Толедо
(1526 г.), Глочестере (1542 г.), Лондоне (1582 г.), Париже (1608 г.) и др.

     Гидродвигатели применяли и для других целей. Во Франции Р.Салеш и А. де
Виль  соорудили  в  1682  г.  на  реке  Сене  гидросиловую  установку из  13
гидродвигателей  с  диаметром свыше 8  м,  которые приводили в движение  235
насосов, поднимавших воду на высоту 163 м для снабжения фонтанов королевских
парков.

     В Нидерландах  применение  огромного  количества  ветряных  двигателей,
применявшихся  для  перекачки  воды  с  участков земли,  отделенных  от моря
дамбами, позволило отвоевать у моря обширные территории земли, которые стали
использоваться в сельскохозяйственном производстве.

     В  засушливых  областях  Европы  водяные  и  ветряные  двигатели широко
применялись для орошения полей, что позволяло значительно повышать урожаи.

     В  XIV столетии в Европе начинается применение пороха, который совершил
переворот  в  военной  и охотничьей технике.  Применение  пороха  привело  к
полному вытеснению  традиционного оружия  воинов и охотников:  лука,  копья,
арбалета  и  т.д. более эффективным огнестрельным оружием. А осадная  мощная
военная техника:  баллисты, катапульты, тараны были заменены с  изобретением
пороха артиллерией.

     Сначала  стволы  орудий  изготовляли  из  железных  полос,  скрепленных
обручами,  затем  цельноковаными.  В   XVI  в.  орудия  дополняют  колесными
лафетами. С развитием металлургии стволы орудий начинают отливать из бронзы,
а затем и из чугуна. Орудия изготовляли гладкоствольными и заряжали  с дула.
С  XV в. начинается применение чугунных ядер,  картечи,  разрывных  снарядов
(XVI в.). Происходит  дальнейшее совершенствование огнестрель ного  оружия и
его массовое распространение как на охоте, так и военном деле, как  на суше,
так и в море (орудиями стали оснащать военные парусные корабли).

     Таким  образом  силы  неживой  природы начинают  применять  в  качестве
двигатель ной силы не только для производства материальных благ, но и для их
уничтожения,  а  также  для уничтожения людей.  Однако взрывная  сила пороха
применялась не только  как  разрушительная сила для  ведения войны.  Мы  уже
говорили  выше,  что  огнестрельное  оружие  совершило  пореворот  в технике
охотничьего промысла. Другим  применением пороха  было его  использование  в
горной  промышленности  для  разрушения  твердых каменных  пород при  добыче
полезных ископаемых. В  1548-1572  г.г.  порох был  применен  для выполнения
взрывных  работ при  расчистке фарватера  реки Неман.  А  в 1680 г.  крупный
ученый Христиан Гюйнгенс пытался построить поршневой механический двигатель,
работающий от  взрывной силы пороха. Эта попытка окончилась неудачей, но она

Страницы: «« « 89   90   91   92   93   94   95   96   97  98   99   100   101   102   103   104   105   106   107  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Паршаков Евгений, Экономическиео развитие общества