Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Паршаков Евгений - Экономическиео развитие общества

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 193
Размер файла: 1263 Кб
Страницы: «« « 80   81   82   83   84   85   86   87   88  89   90   91   92   93   94   95   96   97   98  » »»

убить.

     Несомненно, раб  являлся  полной собственностью  рабовладельца, который
мог  его продать, как любой товар, любую вещь, принадлежащую ему. Но, тем не
менее, рабовладелец не всегда имел право убивать своих рабов. Очень часто  в
рабовладельческих     государствах    принимались    законы,     запрещавшие
рабовладельцам  убивать  своих рабов.  За  убийство  раба  по  этим  законам
рабовладелец  подвергался  судебному разбирательству,  он мог  по  некоторым
законам даже  быть подвергнут изгнанию. Проходило  некоторое время, менялись
правительства   и   появлялись  новые  законы,  отменяющие   старые.  Теперь
рабовладелец уже  мог безнаказанно убить своего раба. Потом появлялись новые
законы, и снова рабов убивать запрещалось. Если внимательно  присмотреться к
истории рабовладельческих государств, то можно заметить,  что убивать рабов,
как  правило, запрещалось тогда, когда в них ощущался  недостаток в  стране.
Когда же рабов  было много, скажем, в результате очередного завоевания чужих
земель, необходимость в законах, запрещающих убивать рабов, отпадала,  и эти
законы отменялись.

     Но  если  мы  обратимся к  феодальному обществу, основой которого  было
крепостное рабство, то, вероятно, и здесь обнаружим существование некоторых,
хотя  бы кратковре менных  периодов,  в течение которых крепостник мог убить
безнаказанно своего крепостного.  В феодальном же обществе, основой которого
была личная  свобода  крестьян  (в  Западной  Европе  с  XV в.),  не  только
убийство, но и продажа эксплуатируемых крестьян была невозможна.

     Таким  образом, если понимать под "полной собственностью" право убивать
раба или крепостного  крестьянина, которые  принадлежали  рабовладельцу  или
феодалу,    рабы    в   античном    обществе    и    крепостные    рабы    в
средневеково-крепостническом обществе то становились "полной", то "неполной"
собственностью своего господина. А вот свободные крестьяне после уничтожения
крепостного  рабства  не являлись ни "полной", ни "неполной"  собственностью
эксплуатируемого их землевладельца-феодала.

     4) Раб  был не  заинтересован в  результатах своего труда, а  зависимый
крестьянин, наоборот, был в этом заинтересован.

     И по отношению к античному  рабу, и  по  отношению  к  крепостному рабу
средневековья  их  владельцы  применяли и  внеэкономическое  принуждение,  и
экономический интерес,  материальный стимул.  Однако, несомненно,  в крупной
латифундии на первом месте  стояло внеэкономическое принуждение. В мелких же
хозяйствах  лично свободных крестьян после  уничтожения крепостного  рабства
внеэкономическое   принуждение  не  применялось  вообще.  Что   же  касается
крепостных крестьян и рабов, ведущих  свое мелкое хозяйство, то по отношению
к  ним, как и к рабам, работающим  в крупных рабовладельчес ких  хозяйствах,
также применялось и внеэкономическое, и экономическое принуждение. Но если в
крупных хозяйствах  рабовладельцев  на  первом  месте  было внеэкономическое
принуждение, а материальный стимул лишь дополнял его, то в мелких хозяйствах
античных  рабов  и  средневековых  крепостных  рабов  на  первом  месте  был
материальный стимул,  экономический интерес, а внеэкономическое принуждение,
хотя и продолжало существовать, лишь дополняло его.

     Все вышесказанное говорит о том, что  доводы в пользу того,  что рабы в
античном  обществе и крепостные крестьяне в средневековом обществе  являются
совершенно  различными   классами,  а  рабовладельческие  и  крепостнические
общественно-производственные   отношения   являются    различными    формами
общественно-производственных отношений, являются совершенно неубедительными,
ошибочными. На самом деле все обстоит иначе.

     Классовое  общество  делится   не   на   три  общественно-экономические
формации:  рабовладельческую,  феодальную,  капиталистическую,  а  на   две:
рабовладельческо-крепост      ническую     и     буржуазно-капиталистическую
общественно-экономические    формации.   Соответственно   этому   существуют
следующие    формы    общественно-производственных   отношений:    общинная,
рабовладельческо-крепостническая,               буржуазно-капиталистическая,
социалистическая     (коммунистическая).     Соответственно     этому      в
рабовладельческо-крепостническом   обществе   классами    являются:    класс
рабовладельцев и класс крепостных  рабов. Класс  рабовладельцев-крепостников
делится     на     три     подкласса,     или     три      группы:     класс
рабовладельцев-хозяйственников,   класс  рабовладельцев-торговцев   и  класс
рабовладель цев-ростовщиков. Класс крепостных рабов также делится на группы:
сельскохозяйственные крепостные рабы, промышленные (ремесленники) крепостные
рабы,  торговые  крепостные  рабы  и  т.д.  Наряду  с основными  классами  в
рабовладельческо-крепостническом  обществе существуют  и неосновные  средние
классы:   класс   мелких   свободных   товаропроизводителей   (крестьян    и
ремесленников),   ведущих    свое   индивидуальное   товарное   производство
(хозяйство), класс  мелких  торговцев,  ведущих  торговлю своим трудом,  без
применения чужого труда,  класс  мелких  производителей, ведущих натуральное
хозяйство, и класс наемных работников.

     Границей      же,      разделяющей      классовое      общество      на
рабовладельческо-крепостничес  кое  общество и  буржуазно-капиталистическое,
является   уничтожение   крепостного   рабства   (крепостного  права).  Пока
существовало        крепостное       рабство,        общество       являлось
рабовладельческо-крепостническим, при  уничтожении  же  крепостного  рабства
общество  преобразовывалось  посредством буржуазно-социальной  революции  из
рабовладельческо-крепостнического   в  буржуазно-капиталистическое.  XV   в.
является в истории  общества тем переломным столетием, которое разделяет две
эпохи:       эпоху      рабовладельческо-крепостнического      и       эпоху
буржуазно-капиталистического мира, подобно тому,  как середина 1 тысячелетия
до     н.э.     разделяет     эпоху     первобытно-общинного     и     эпоху
рабовладельческо-крепостнического мира.

     3. Общественно-производственные отношения

     Если    классическим    примером    при    изучении    торговой    фазы
рабовладельческо-кре          постнического          общества,           его
общественно-производственных     отношений      являются      раннегреческие
торгово-рабовладельческие  государства  и  если  классическим  примером  при
изучении   производительной   фазы  рабовладельческого   общества   является
древнеримское государство,  то  классическим примером при  изучении третьей,

Страницы: «« « 80   81   82   83   84   85   86   87   88  89   90   91   92   93   94   95   96   97   98  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Паршаков Евгений, Экономическиео развитие общества