Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Паршаков Евгений - Экономическиео развитие общества

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 193
Размер файла: 1263 Кб
Страницы: «« « 88   89   90   91   92   93   94   95   96  97   98   99   100   101   102   103   104   105   106  » »»

г. на руднике в Словакии. Использование взрывного метода позволило  заменить
40-50 горняков, работавших до этого вручную.

     Гидродвигатель для дробления  руды в толчеях стал применяться с XVI  в.
"В  Германии  в  первые  годы  XVI столетия  изобрели  настоящие  дробильные
машины... с толкушками, которые  толкли руду  в  дробильном чане.  Обтянутый
железом пест  устанавливался перед валом водяного колеса, и шины  этого вала
во время его вращения подымали пест" (Маркс. Машины..., стр. 38).

     В  1783-1789  г.г.  русский  изобретатель  К.Д.Фролов  осуществил  свой
грандиозный  гидротехнический   проект  на  Колывано-Воскресенских  рудниках
Алтая. Фролов  построил гидроплотину высотой 17,5 м и  длиной  128 м, откуда
вода по штольне  длиной  443 м  и  каналу длиной  96  м  поступала на первый
гидродвигатель диаметром  4,3 м, приводивший в движение пилораму. Затем вода
разделялась  на два  потока. Один  поток  шел  к  Преображенскому руднику, а
второй  по   подземному   каналу  длиной  128  м   подводился   ко   второму
гидродвигателю, приводившему в движение рудоподъемник, который поднимал руду
с горизонтов  45  м,  77  м  и  102  м. В  течение  часа  подъемная  машина,
обслуживаемая  12 рабочими, поднимала с глубины  102 м 12 бадей весом по  30
пудов.  От  рудоподъемного  колеса  поток направлялся  по  подземному каналу
длиной  64  м  к  третьему  гидродвигателю  диаметром 17  м,  приводившему в
движение насосы, которые откачивали воду с глубины 213  м. Затем поток  воды
по  подземному каналу подводился к четвертому гидродвигателю  диаметром 15,6
м,   приводившему  в   движение   насосы   и   одновременно   рудоподъемник,
обеспечивающий подъем руды с  глубины 60 м. Это гидротехническое сооружение,
которое было самым крупным в XVIII  в.,  работало длительное время  и  после
смерти Фролова.

     Применение  гидродвигателя  в металлургии  для  приведения  в  действие
воздуходувных мехов  не только позволило  резко увеличить производительность
труда металлургов, но и привело к открытию и освоению чугуна. Чугун  впервые
встречается в XIII в., а массовое распространение получает в  XV в. С XIV в.
в Европе появляются и затем широко распространяются доменные печи. В 1620 г.
в  Германии  на  металлургических  заводах  Герца  стали  применяться  более
совершенные, производительные и долговечные деревянные меха,  которые начали
вытеснять  кожаные  воздуходувные  меха.  А с  середины  XVIII  в.  начинают
применяться    цилиндрические   воздуходувки,    которые   резко   увеличили
производитель ность доменных печей.  Например, в Англии благодаря применению
новых  воздуходувок  производительность доменных печей увеличилась в  четыре
раза, с 10 до 40 т в неделю.

     Все  эти, а также многие  другие нововведения в  металлургии  позволили
резко увеличить производство  чугуна,  спрос  на  который по  мере  развития
индустриально-технической революции все увеличивался.  Если в  1500  г. было
выплавлено во всем мире 66 тыс. тонн чугуна,  то в 1700  г.  выплавка чугуна
достигла  104 тыс.т.,  а  в 1790  г. - 278 тыс.т.  (4-91) "...Объем выплавки
металла  в  Европе  с  XV  в.  начал  серьезно расти, а  это  способствовало
усовершенствованию  инструментов и  других  орудий  труда во  всех  отраслях
производства.  Стали  применяться  механические молоты для  ковки  и обжимки
металла (они приводились в движение водяным колесом)" (21-194).

     В  средние  века  совершенствуется  литейное  производство, осваивается
производство  отливок по разъемным металлическим формам (кокильное литье), а
также тонкостенных и пустостенных отливок.

     В  X в.  была  изобретена  волочильная  доска  для  волочения  железной
проволоки,  а  с  1351  г.  волочение  проволоки  механизируется  с  помощью
гидродвигателя.  "В  XIII  и XIV  вв.  осуществлялось строительство  больших
кузниц  для прокатки металла, в особенности железа, меди, латуни и свинца, в
штанги  или  в  листы  посредством  тяжелых  железных молотов, приводимых  в
действие шипами вала водяного колеса" (К.Маркс. Машины... стр. 38).

     Машинная  техника   на  основе  гидродвигателя,  который  был  основным
двигательным   механизмом   в   начальную   фазу   индустриально-технической
революции,  в  период ее зарождения,  широко  применялась  в  обрабатывающей
промышленности.  В  XIII  в.  с  помощью водяного колеса начинают распиловку
бревен  на  доски. Механизированные лесопилки  (пилорамы)  получают  широкое
распространение,  поскольку резко  увеличивают  производительность  труда  и
эффективность производства.  "Уже  в  XIV  столетии существовали  лесопилки,
которые приводились в движение водой. В Аугсбурге уже в  1337 г. существовал
лесопильный завод. В 1530 г. в Норвегии была построена первая лесопильня под
названием "Новое искусство".

     В  XVI столетии  встречаются мельницы со многими  движущимися  пильными
лезвиями, которые сразу распиливали на  множество  досок  одно или несколько
деревьев" (К.Маркс. Машины... стр. 36-37).

     В XIII в.  гидродвигатель начинает  применяться для вращения точильного
станка, на  котором  производят  заточку  ножей,  топоров,  лемехов, лопат и
других режущих инструментов.

     В обрабатывающей промышленности происходят  крупные технические сдвиги.
Совершенствуются сверлильные и токарные станки. Устройство  токарного станка
изменяется коренным образом. Станина и бабка становятся жесткими. В XIII  в.
токарный  станок снабжают ножным  педальным механизмом,  с  помощью которого
вращают  шпиндель  с  обрабатываемой  деталью.  В  XIV  в.  токарный  станок
(шпиндель)  начинают приводить  в движение гидродвигателем, что имело далеко
идущие  последствия.  В  начале  XV  в.  токарный станок  дополняют ременным
приводом, а  в  конце  этого  столетия  приступают  к  созданию передвижного
суппорта.   "С  середины  XIV  века  для  привода  токарных  станков  начали
использовать водяные двигатели. Ременным  приводом через колесо с кривошипом
стали  пользоваться,  видимо,  уже с 1411 года,  во  всяком  случае с  этого
столетия. Первые шаги к  созданию  передвижного  суппорта  были  предприняты
приблизительно в 1480 году" (7-79).

     В  это  же  время  изобретается полуавтоматический  станок для  насечки
напильников и  шлифовальный  станок. "Для холодной обработки металла в XV в.
стали использовать  самые простые  виды токарных, сверлильных и шлифовальных
станков" (21-194).


Страницы: «« « 88   89   90   91   92   93   94   95   96  97   98   99   100   101   102   103   104   105   106  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Паршаков Евгений, Экономическиео развитие общества