Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Паршаков Евгений - Экономическиео развитие общества

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 193
Размер файла: 1263 Кб
Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97   98   99   100   101   102   103   104  » »»

     На определенной  ступени  своего развития  технические  средства  стали
нуждаться в  новом,  более  мощном,  более  совершенном,  более  эффективном
источнике движения.  Этим новым  источником  движения  механических  средств
явился  двигательный  механизм  (механичес   кий  двигатель),  прежде  всего
двигатель,  использующий  энергию   ветра  (парус,  ветряк),   и  двигатель,
использующий  энергию   воды  (водяное  колесо:  нижнебойное,  среднебойное,
верхнебойное,  а  позднее  и водяная турбина). В XVII-XVIII  веках  получает
широкое  распростра  нение  паровая  машина,  которая становится в XIX  веке
основным  двигателем, особенно  в промышленности и  транспорте.  В XIX и  XX
веках  получают  широкое   распространение  двигатели  внутреннего  сгорания
(карбюраторные  и  дизельные),  паровая  и  газовая  турбины, а  в  XX  веке
широчайшее распространение получает электродвигатель.

     Тягловая  техника  и   пашенное   земледелие   занимают  главенствующее
положение  в  общественном  производстве  в течение  длительного  времени со
времени   совершения   аграрно-технической   революции.  Но  как   ни  долго
господствовала  тягловая техника среди технических средств, в  конце  концов
она  исчерпывает свои  возможности, в то время как  потребности человека и в
целом  общества  продолжали  расти. А именно  этот  постоянный,  никогда  не
прекращающийся рост потребностей и является вечным двигателем технического и
технологического  прогресса.  Совершенствование старых и  изобретение  новых
технических средств (и технологии производства) вызывается стремлением людей
улучшить условия своего  существования, облегчить  труд,  сделать  его более
производительным  и, следовательно,  повысить  свой жизненный уровень. Между
ростом потребностей  людей и  их  удовлетво рением  существует противоречие,
которое развивается таким образом,  что удовлетворе  ние одних  потребностей
неотвратимо  порождает  другие, новые  потребности. И когда это противоречие
усиливается  вследствие  замедления темпов их удовлетворения,  которые не  в
последнюю  очередь   зависят  от  технического  прогресса  и  замедляются  с
замедлением   последнего,  тогда,  помимо  прочего,  выявляется  потребность
общества в  новой  технике.  Этой  новой техникой  в рассматриваемый  период
явилась  машинная  техника,  массовое  внедрение  которой   в   общественное
производство знаменует собой начало, зарождение третьей революции в развитии
производительных сил общества, революции индустриально-технической.

     С  широким   применением   и   распространением   машинной   техники  в
общественном  производстве  в   ходе  начавшейся   индустриально-технической
революции  происходит становление нового (четвертого), более высокого уклада
техники,  который заменяет  старый  технический уклад. Новый  уклад  техники
охватывает  четыре  технические  формы: машины,  тягловые  механизмы, ручные
механизмы и простые технические средства.

     Вообще,  элементы нового  уклада техники  появились задолго  до  начала
индустриаль  но-технической революции. Самой  первой машиной, которая была и
наиболее  простым  представителем  машинной техники,  было  парусное  судно.
Машина - это такое механическое средство  труда, в котором рабочий  механизм
(рабочая машина) с  рабочим  инструментом, одним, несколькими  или  многими,
приводятся  в движение  не мускульной силой  человека, в  отличие от  ручных
механизмов,  и  не   мускульной  силой  животных,   в  отличие  от  тягловых
механизмов, а  двигательным механизмом,  использующим силу  неживой природы:
ветра, воды,  пара, химического  топлива,  электроэнергии  и т.д.  Поскольку
парусное судно  является техническим (транспортным)  средством, приводимым в
движение  силой  ветра,  то его следует  отнести к машинной  технике. Вторым
представителем  машинной  техники, явившимся  элементом  нового,  четвертого
уклада техники, который также зародился  в  недрах старого,  третьего уклада
техники, является водяная мукомольная мельница, появившаяся впервые в первом
тысячелетии  до  н.э.  и  получившая  некоторое  распространение  в  Римской
империи.  Были попытки  в Риме создать  и  ветряной двигатель и даже паровую
турбину, но они не увенчались успехом. Водяное колесо (гидродвигатель) также
не  получило,  кроме  мукомольной  мельницы,  другого  применения.  Машинная
техника  не  получила  дальнейшего  развития в Древнем Риме  ввиду,  главным
образом, наличия сверхдешевого рабского труда.

     Мукомольная   мельница  с   использованием  гидродвигателя  явилась   в
начальный  период   широкого   внедрения  машинной   техники   основным   ее
представителем,  если не считать  парусные  суда.  "На юге Трента  и Северна
(Англия) в 1086 году было  5624 водяные мельницы, по одной приблизительно на
каждые 50  хозяйств.  Этого,  несомненно,  было  достаточно,  чтобы коренным
образом  изменить   условия  жизни  людей.  Новая  разновидность   мельницы,
приводимая в движение силой прилива, появилась  на  побережье Адриатического
моря в 1044 году, а в Довере - где-то между 1066 и 1086 годами" (7-62).

     В средние века  применялось  не  горизонтальное, как в Древнем  Риме, а
вертикальное  водяное  колесо.  При  этом сначала  получило  распространение
нижнебойное колесо, затем среднебойное и, наконец, - верхнебойное. Последнее
было более  эффективным, оно имело  большой  коэффициент  полезного действия
(КПД) и, следовательно, большую мощность при одной и той же силе потока, что
было  особенно  важно  на небольших речках, где энергия воды была ограничена
размерами реки. В зависимости от типа и конструкции водяное колесо имело КПД
от 0,3 до 0,75. Сначала  водяные колеса изготовлялись полностью деревянными,
затем начали  делать отдельные части и детали, прежде всего вал, из металла,
главным образом железа. Постепенно растет и мощность  гидродвигателя за счет
увеличения его размеров: диаметра, ширины. Совершенствование  гидродвигателя
позволило  значительно  улучшить   его  технические   характеристики:   КПД,
мощность, срок службы и др.

     Следует   иметь  в   виду,   что  в   водяных   мукомольных   мельницах
совершенствовалось  не  только  водяное колесо, но и  мукомольный  механизм,
историю  совершенствования  которого  так  описывает  К.Маркс:  "В  мельнице
развивается  также  та  часть  машины,  которая  раньше посредством  той  же
движущей силы исполняла самостоятельную работу - часть работы, отделенной от
собственно  размола муки,  и,  таким  образом, процесс  размола  механически
комбинируется.

     Об  отделении  муки от  шелухи  и  отрубей в  первое  время не  думали.
Впоследствии размолотое зерно просеивалось ручным ситом. С весьма давних пор
размолотое  зерно,  как только оно выходило  из-под  жерновов, собиралось  в
особый   ящик,   названный   позже  мукосейной.   Позднее   в   этих  ящиках
устанавливались   сита  и  делалось  такое  устройство,   которое  позволяло
посредством  кривошипа приводить их в движение. Ими обходились до начала XVI

Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97   98   99   100   101   102   103   104  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Паршаков Евгений, Экономическиео развитие общества