|
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 173 Размер файла: 1090 Кб Страницы: «« « 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 » »» тут и там встречаются большие пирамиды из камней. Ирландский хирург и
любитель древностей сэр Уильям Уайльд, отец знаменитого Оскара Уайльда,
пишет в своей книге "Луг Корриб: камни и острова", что его буквально
поразило неожиданное сходство между деталями описания легендарного сражения,
представленного в одном старинном манускрипте, и сохранившимися до наших
дней преданиями, связанными с этими курганами, кругами и пирамидами. Это
сходство говорило лишь об одном: свидетельства преданий имели абсолютную
историческую достоверность. Некоторые совпадения весьма любопытны. Уайльд
считал, что "клан Фир Болг" представлял собой колонию племени белгов, а
"Туатха Де Данаан" были племенем данов. Однако племя богини Дану имеет столь
явные мифические черты, что бесполезно и бессмысленно пытаться искать
реальный его прототип в земном мире. Поистине сверхчеловеческие черты резко
отличают Туатха Де Данаан от клана Фир Болг. В эпическом цикле об их
подвигах со всей определенностью говорится о том, что Туатха Де Данаан -
существа божественно плана, тогда как кланы Фир Болг, Фир Дхомхнанн и Фир
Гаилиоин - такие же смертные люди, как и прочие жители Ольстера. Позднейшие
исторические свидетельства упоминают о милесианских королях и о том, что
трем указанным кланам было разрешено - при непомерно высокой арендной плате
- селиться также в других районах Ирландии, за пределами Коннахта. Именно
они в античных и средневековых анналах и хрониках нового времени именуются
древнейшими жителями этой страны. По-видимому, истина в данном случае
заключается в том, что вся эта история войны между богами и кланом Фир Болг
- плод домыслов сравнительно более позднего времени. В наиболее ранних
документах есть упоминания лишь об одной битве при Маг Туиред. Появление
своего рода "битвы-двойника", по всей вероятности, следует отнести к XI
веку, а ее автор вполне мог воспользоваться легендами, повествующими о
подлинном сражении, в котором в старину встретились два неизвестных войска,
положив этот эпизод в основу своей компиляции. Она не имеет никакого
отношения к подлинно мифологическому преданию о некой грандиозной битве, в
которой Туатха Де Данаан, боги гэлов, сражались с фоморами, богами
иберийцев.
Очень интересна и даже забавна легенда, сохранившаяся в Книге Бурой
Коровы. Она озаглавлена "Легенда о Туан Мак Кэйрелле"; в ней излагается своя
собственная версия вторжения иноземцев в Ирландию.
Согласно этой легенде, святой Финнен, ирландский аббат, живший в VI
веке, отправился с мирной миссией к некоему вождю по имени Туан Мак Кэйрелл,
жившему неподалеку от монастыря Финнена, в деревушке Мовилл, графство
Донегал. Туан отказался принять его, и святой целое воскресенье терпеливо
просидел на пороге у двери вождя, пока, наконец, суровый воин-язычник не
впустил его в дом. Так между ними установились добрые отношения, и святой
спокойно вернулся к своим монахам.
"Туан - человек добрый, - сообщил он им. - Он скоро придет к нам и
поведает древние ирландские предания".
Этот понятный человеческий интерес к старинным мифам страны, по
наблюдению многих исследователей, является характерной чертой, на которую
постоянно указывают литературные памятники первых веков распространения
христианства в Ирландии.
Вскоре после этого Туан действительно нанес святому ответный визит и
пригласил его со своей братией посетить его крепость. Монахи спросили вождя,
как его имя и откуда он родом, и были поражены его ответом. Вождь заявил:
"Меня зовут Туан, сын Кэйрелла. Однако прежде я носил другое имя: Туан, сын
Старна, сына Серы; мой отец, Старн, был братом Парталона".
"Поведай же нам историю Ирландии", - обратился к нему святой Финнен, и
вождь начал свой рассказ.
Парталон, по его словам, был первым человеком, поселившимся в Ирландии.
После страшного мора удалось выжить одному Туану, "ибо в старину никогда не
бывало, чтобы после боя не оставалось хотя бы одного человека, который мог
бы рассказать о случившемся". Туан остался один на всем острове, бродил от
одной опустевшей крепости к другой, от скалы к скале, пытаясь найти укрытие
от волков. Так он прожил в одиночестве целых двадцать два года, скитаясь по
безлюдным пустыням, и в конце концов состарился и совсем одряхлел.
"В те времена Ирландию захватил Агноман, сын Немедха. Он [Агноман] был
братом моего отца. Я видел его с вершины утеса и постарался держаться
подальше от него. Я весь оброс волосами, поседел, стал морщинистым и
дряхлым, был наг и страшен на вид, словно зверь. И вот однажды вечером я
заснул, а когда проснулся утром, обнаружил, что превратился в оленя. Я снова
стал молодым и полным жизненных сил и запел о приходе Немхеда и его клана и
о своем собственном нежданном превращении: "Теперь я принял новый облик, и
кожа у меня разгладилась; меня переполняет радость и чувство неожиданной
победы: еще вчера я был и слаб, и беззащитен!"
Так Туан стал королем всех оленей Ирландии, и оставался им на всем
протяжении правления Немхеда.
Затем он рассказал о том, что немедийцы отправились в Ирландию целым
флотом, насчитывавшим тридцать две большие лодки, каждая из которых вмещала
тридцать человек. Они провели в плаваниях долгих полтора года, большинство
из них погибло от голода, жажды и кораблекрушений. Спастись удалось лишь
девятерым: это были сам Немхед и еще четверо мужчин и четыре женщины. Они
высадились в Ирландии, и со временем численность этого клана достигла 8600.
Затем все они таинственным образом умерли.
К Туану опять вернулись старость и дряхлость, но его ожидало новое
перерождение. "Однажды, когда я стоял у входа в пещеру, - я хорошо это
помню, - мое тело внезапно преобразилось и приняло другой облик. Теперь я
стал диким вепрем и запел новую песню:
"Теперь я вепрь - а было время, когда я сиживал в кругу людей и
рассуждал о Парталоне. Сияло солнце, и звучала песня. О, как хвалили все мои
слова! Как нравились они прекрасным девам! А колесница вдохновенья несла
меня все дальше по царству красоты. Как сладостно звучал мой голос! Мой шаг
был легок и тверд в бою. Лицо мое сияло от восторга. И вот теперь - увы! - я
стал угрюмым черным вепрем... Да, так и есть. Я вепрем стал. Зато я вновь
помолодел, стал сильным и счастливым. Стал королем всех кабанов и вепрей в
Ирландии и, следуя обычаям своим, покинул свое новое пристанище, почуяв, что
беспомощная дряхлость опять преследует меня, и возвратился вновь на земли
Ольстера. Там, только там мне удавалось преобразиться, сбросив старый облик.
Вот почему я поспешил туда, в тот край, где я смогу облечься в новую и
молодую плоть".
Затем Туан, продолжая свой рассказ, поведал, что на побережье Ирландии
высадился Семион, сын Стариата, от которого и произошли впоследствии Фир
Болг и другие кланы, заявившие о себе в более позднюю историческую эпоху. И
опять к нему вернулись старческая слабость и дряхлость, а за ними
последовало новое преображение: на этот раз он превратился в "огромного
Страницы: «« « 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |