Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 8   9   10   11   12   13   14   15   16  17   18   19   20   21   22   23   24   25   26  » »»

торжество их  оказалось недолгим. Другой король фоморов, Морк, собрал войско
и нанес  людям Немхеда столь  сокрушительное  поражение, что  из шестнадцати
тысяч мужчин, участвовавших в штурме башни, в живых осталось не более трети.
И уцелевшим пришлось  вернуться, откуда  пришли,  или умереть,  что на языке
мифа означает одно и то же.
     Невозможно  не  заметить большое сходство между двумя этими мифическими
вторжениями в Ирландию.  Особенно показательно в этом отношении упоминание о
загадочной  эпидемии,  погубившей  все племя  Парталона  и почти всех  людей
Немхеда. Можно предположить, что эти легенды попросту дублируют друг друга и
что первоначально существовало только одно  предание, по-разному воспринятое
и усвоенное мифологизированным  сознанием иберийцев и кельтов.  По-видимому,
предание о Немхеде имеет  кельтские корни,  а  легенда  о  племени Парталона
возникла у аборигенов Ирландии. Имя  Парталон, начинающееся на "п", является
совершенно  чуждым  для  гэльского  языка.  Более  того, старинные  хронисты
приписывают Парталону дальних предков, определенно неарийские  имена которых
всплывут впоследствии в именах вождей Фир Волга. Немхед появился в  Ирландии
значительно позже, чем  Парталон, подобно тому как гэлы, "сыны Мил Эспэйна",
или милесиане, пришли на остров позже, чем иберийцы, или "люди Фир Болг".
     Люди Фир Болг упоминаются в  мифах как вторые  колонизаторы Ирландии. В
различных преданиях говорится о том, что они пришли из Греции или "Испании",
что, по-видимому, представляет  собой  постхристианский эвфемизм  кельтского
Гадеса,  или Аида. Этот народ состоял  из  трех племен,  именовавшихся  "Фир
Дхомхнанн",  или  "люди Домну", "Фир Гаилиоин", или "люди Гаилиоин", и  "Фир
Болг",  или "люди Болг", но, несмотря  на традицию,  предписывающую называть
весь  племенной союз по  имени  первого племени,  их обычно называли как раз
наоборот - по имени последнего. Сохранилось немало любопытных историй  об их
жизни в Греции, о том, как они пришли в Ирландию, но все эти предания скорее
всего вымышленные и не находят подтверждения в наиболее древних текстах.
     Так,  мы узнаем,  что  в  годы их владычества  люди Фир  Болг  поделили
Ирландию между  собой:  клан Фир Болг правил в Ольстере, клан Фир Дхомхнанн,
разделившийся на три отдельных королевства, занял Норт Мунстер, Саут Мунстер
и Коннахт; а  клан Фир Гаилиоин  владел Лейнстером. Границы  всех пяти  этих
провинций  сходились на  холме, именовавшемся  в  старину  "холм  Балора", а
впоследствии получившем  название  "Уиснехский  холм".  Холм  этот находится
неподалеку от Ратхконратха в графстве Уэст Метх и, как считается, в глубокой
древности отмечал собой самый центр Ирландии. Люди Фир Болг правили  страной
с момента ухода племени Немхеда и до появления племени богини Дану. Всего за
этот период  у  них  сменилось девять верховных  королей. Когда  в  Ирландию
прибыли боги клана Дану, островом  правил король по имени Эохаидх, сьш Эрка,
по  прозвищу  Гордый.  Других свидетельств  о существовании  этого народа  в
Ирландии   у   нас  практически  нет.   Однако   совершенно  очевидно,   что
первоначально это  были  не боги, а  некое  доарийское  племя,  которое, как
обнаружили  гэлы,  высадившиеся  в  Ирландии,  уже  успело  обосноваться  на
острове.
     Существуют  условия, при  которых племя, стоящее на  определенном этапе
развития  культуры,  считают  другие племена,  находящиеся  на более  низкой
стадии,   либо   полубогами,    либо,   напротив,   полубесами.    Страх   и
подозрительность,  с  которыми  древние  кельты  относились к  преуспевающим
аборигенам   острова,  привели  к  тому,  что  они  были  наделены   чертами
"сверхчеловеков".  Кельты  очень  боялись  тех магических ритуалов,  которые
практиковали  туземцы  в  своих хорошо укрепленных святилищах на холмах  или
труднодоступных островках посреди болотистых трясин.  Гэлы, почитавшие  себя
детьми света, сторонились  этих мрачных  иберийцев, "детей тьмы". Да  и сами
названия их племен нередко давали для этого все основания. Так, существовали
племена  Корка-Оидки  ("Люди тьмы") и  Корка-Дуибхни  ("Люди  ночи").  Земли
одного  из племен  западной  Ирландии, так  называемых  Хи  Дорхаиди  ("Сыны
мрака"),  именовались "страной  ночи". Кельты, принесшие с собой в  Ирландию
своих собственных богов, отказывались верить, что даже клан богов, Туатха Де
Данаан,  мог  без боя отобрать земли у столь искушенных колдунов  и волхвов,
как иберийцы.
     Кроме   того,  эти  племена,  или  кланы,  считались  каким-то  образом
связанными с  пресловутыми  фоморами.  Подобно тому,  как  наиболее  крупное
иберийское племя именовало  себя "люди  Домну",  фоморы  назывались  "богами
Домну",  а  один  из  их  царей, Индех,  -  "сыном  Домну".  Таким  образом,
совершаемая в вечности  битва между богами - детьми Дану и гигантами, сынами
Домну, служит своего рода перенесенным в потусторонний мир отражением памяти
о   реальных   столкновениях   и   битвах  между   интервентами-кельтами   и
аборигенами-иберийцами.  Эти образы  получили свое  отражение и в позднейшем
цикле о героях. Племена,  захватившие Ольстер, par  excellence  [1] арийцы и
гэлы,  вовсе не были  столь свирепыми  врагами, как  кланы  Фир Дхомхнанн из
Мунстера или  Фир Гаилиоин из  Лейнстера.  Некоторые  ученые  усматривают  в
поздних преданиях о  смертельной борьбе между  Верховным королем Ирландии  и
мятежными  фианами  [2] последний  исторический или мифологический отголосок
межплеменных конфликтов древности.

     [1] Par excellence (франц.) - преимущественно, по большей части.
     [2] Существует предположение, что фианы некогда были богами или героями
аборигенов  Ирландии. Мифы о них представляют собой  своеобразное  отражение
докельтских  и  доарийских  идеалов, подобно тому  как  саги  Красной  Ветви
Ольстера запечатлели идеальные представления ариев-кельтов о мире.

     Наконец, вслед за такими интервентами, как клан Фир Болг или  фоморы, в
Ирландии  появились  Туатха  Де  Данаан, клан гэльских богов. Древнейшее, по
всей видимости, предание гласит, что  они появились прямо с небес.  Впрочем,
более поздние версии этого предания утверждают, что их  обителью была земля.
По  мнению  одних, они обитали на севере, другие полагали,  что они жили "на
островах  на  южной окраине  света". Жили они в четырех мифических  городах,
именовавшихся  Финиас, Гориас,  Муриас и Фалиас, где изучали поэзию  и магию
(на взгляд архаического  сознания, две весьма близкие дисциплины),  и именно
оттуда принесли  в  Ирландию четыре  главных своих сокровища. Из  Финиаса на
остров  попал  меч Нуады,  от ударов  которого  никто  из живых  не  мог  ни
укрыться, ни  спастись;  из Гориаса -  смертоносная пика Луга;  из Муриаса -
знаменитый котел  Дагды, а из Фалиаса -  "Файлский Камень",  более известный
как  Камень  Судьбы,  который  впоследствии  попал  в  руки  первых  королей
Ирландии.  По  легенде, этот камень, когда к нему  прикасались  справедливые
короли Эрина, обладал магической способностью утишать плач и горе. Некоторые
считали этим волшебным камнем тот самый грубый обломок скалы, который Эдуард
I в 1300 году приказал перенести из Скоуна в Вестминстерское аббатство,  где
он и хранился вплоть  до 1996  года,  будучи вмонтированным в  коронационный
трон.  В этой  связи  можно  указать  на  любопытный факт:  в  то время  как

Страницы: «« « 8   9   10   11   12   13   14   15   16  17   18   19   20   21   22   23   24   25   26  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии