Главная - Наука - Экономика
ред. Ильенковой - Инновационный менеджмент Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 94 Размер файла: 476 Кб Страницы: «« « 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 » »» следствием действия неценовых его факторов: моды, рекламы, ожидания роста цен, экологической обстановки и др. Для характеристики ценовой эластичности спроса можно использовать и графический метод. Тогда абсолютно неэластичный спрос будет выглядеть в виде прямой, параллельной оси ординат (рис. 7.5.А), абсолютно эластичный - в виде прямой, параллельной оси абсцисс (рис.7.5 Б). В общем случае чем больше угол наклона кривой спроса, тем эластичнее спрос (рис.7.5 Д2). Рис. 9.5. Кривые, характеризующие эластичность спроса а) абсолютно неэластичный спрос; б) абсолютно эластичный спрос; в) Д1 - относительно неэластичный спрос; Д2 - относительно эластичный спрос При анализе спроса на нововведения интересно изучение влияния на него доходов потребителей. В зависимости от назначения продукции - производственно-технического или бытового, будет различаться информационная база анализа. В первом случае могут быть использованы данные официальной отчетности предприятий, во втором - публикуемые и предоставляемые по запросам данные Госкомстата. Формула коэффициента эластичности спроса по доходу имеет вид: (9.8) где - показатель, характеризующий величину дохода потребителя, ден. ед. Коэффициент эластичности спроса по доходу может быть как положительным, так и отрицательным (для товаров низшей категории). Важность его значения для предприятий, производящих научно-техническую продукцию, заключается в том, что с его помощью осуществляется их отнесение к определенной группе по уровню развития. Чем выше эластичность спроса по доходу, тем эффективнее развивается предприятие. Если динамика данного показателя положительна и растет приблизительно одинаковыми темпами, то можно судить о стабильном развитии предприятия. Постоянная величина коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о состоянии застоя на предприятии, производящем научно-техническую продукцию. Поскольку на спрос достаточно сильно влияет наличие товаров-заменителей, важно определить сопряженность нововведений с имеющейся на рынке аналогичной по назначению продукцией. С этой целью применяют коэффициент перекрестной эластичности спроса (Eji). (9.9) Он показывает изменение спроса на i-тый товар при изменении цены j-того товара и может быть как положительным, так и отрицательным по своему значению. Если Eji > 0, то спрос на i-тую продукцию прямо зависит изменения спроса на j-тую, т.е. i-тая и j-тая продукция взаимозаменяемы. При Eji < 0 товары взаимодополняемы. Тогда в случае повышения цена на j-тый товар снижается спрос на i-тый товар. Если Eji = 0, то i-тый и j-тый виды продукции независимы друг от друга. Значение коэффициента перекрестной эластичности особенно велико для анализа спроса на новую стандартизованную научно-техническую продукцию и требует постоянного анализа динамики цен на основной товар. Для изучения чувствительности спроса можно также использовать соотношение темпов изменения спроса и влияющих на него факторов, представленное в виде динамического ряда. Подобные ряды позволяют построить график изменения кривой спроса под действием какого-либо фактора, вычислить показатели рядов динамики: темпы прироста, средние темпы роста и прироста, абсолютные значения одного процента изменения спроса за период, а также провести корреляционный анализ влияния факторов на изменение спроса и спрогнозировать его развитие на ближайшую перспективу. Представляет интерес структурный анализ спроса, проводимый с помощью специальных таблиц, строящихся по каждому факторному признаку - направлению анализа: например, стадиям ЖЗУ новой продукции (причем, они заканчиваются переходом к стадии зрелости) - табл. 9.8, распределению по потребителям новой продукции - табл. 9.9, по планируемым каналам ее реализации - табл. 9.10. Таблица 9.8. Выпуск важнейших видов новой продукции по стадиям ее цикла ВИДЫ ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ ПРОДУКЦИИ ОСВОЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОИЗВОДСТВО тыс. руб. в % к итогу ВЫВЕДЕНИЕ НА РЫНОК УТВЕРЖДЕНИЕ НА РЫНКЕ ЗРЕЛОСТЬ гр.2 тыс. руб. в % к итогу гр.4 тыс. руб. в % к итогу гр. 6 тыс. руб. в % к итогу гр. 8 1 2 3 4 5 6 Страницы: «« « 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |