Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
ред. Ильенковой - Инновационный менеджмент

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 94
Размер файла: 476 Кб
Страницы: «« « 61   62   63   64   65   66   67   68   69  70   71   72   73   74   75   76   77   78   79  » »»

следствием действия неценовых его факторов: моды,  рекламы,  ожидания  роста
цен, экологической обстановки и др.
   Для характеристики  ценовой  эластичности  спроса  можно  использовать  и
графический метод. Тогда абсолютно неэластичный спрос будет выглядеть в виде
прямой, параллельной оси ординат (рис. 7.5.А), абсолютно эластичный - в виде
прямой, параллельной оси абсцисс (рис.7.5 Б). В общем случае чем больше угол
наклона кривой спроса, тем эластичнее спрос (рис.7.5 Д2).










   Рис. 9.5. Кривые, характеризующие эластичность спроса
   а) абсолютно неэластичный спрос;
   б) абсолютно эластичный спрос;
   в) Д1 - относительно неэластичный спрос;  Д2  -  относительно  эластичный
спрос
   При анализе спроса на нововведения интересно  изучение  влияния  на  него
доходов   потребителей.   В   зависимости   от   назначения   продукции    -
производственно-технического или бытового, будет различаться  информационная
база анализа. В первом случае могут  быть  использованы  данные  официальной
отчетности  предприятий,  во  втором  -  публикуемые  и  предоставляемые  по
запросам данные Госкомстата.
   Формула коэффициента эластичности спроса по доходу имеет вид: (9.8)
   где - показатель, характеризующий величину дохода потребителя, ден. ед.
   Коэффициент эластичности спроса по доходу может быть  как  положительным,
так и отрицательным (для товаров низшей категории).  Важность  его  значения
для предприятий, производящих научно-техническую  продукцию,  заключается  в
том, что с его помощью осуществляется их отнесение к определенной группе  по
уровню развития.
   Чем выше эластичность  спроса  по  доходу,  тем  эффективнее  развивается
предприятие.  Если  динамика  данного  показателя  положительна   и   растет
приблизительно одинаковыми темпами, то можно судить  о  стабильном  развитии
предприятия.
   Постоянная  величина   коэффициента   эластичности   спроса   по   доходу
свидетельствует   о   состоянии   застоя   на   предприятии,    производящем
научно-техническую продукцию.
   Поскольку на спрос достаточно сильно влияет наличие  товаров-заменителей,
важно определить сопряженность нововведений с имеющейся на рынке аналогичной
по назначению продукцией. С этой целью  применяют  коэффициент  перекрестной
эластичности спроса (Eji). (9.9)
   Он показывает изменение спроса на i-тый товар при изменении  цены  j-того
товара и может  быть  как  положительным,  так  и  отрицательным  по  своему
значению.
   Если Eji > 0, то спрос на i-тую продукцию прямо зависит изменения  спроса
на j-тую, т.е. i-тая и j-тая продукция взаимозаменяемы.
   При Eji < 0 товары взаимодополняемы. Тогда в  случае  повышения  цена  на
j-тый товар снижается спрос на i-тый товар.
   Если Eji = 0, то i-тый и j-тый виды продукции независимы друг от друга.
   Значение  коэффициента  перекрестной  эластичности  особенно  велико  для
анализа спроса на новую  стандартизованную  научно-техническую  продукцию  и
требует постоянного анализа динамики цен на основной товар.
   Для изучения чувствительности спроса можно также использовать соотношение
темпов изменения спроса и влияющих на него факторов, представленное  в  виде
динамического ряда.  Подобные  ряды  позволяют  построить  график  изменения
кривой спроса под действием какого-либо фактора, вычислить показатели  рядов
динамики:  темпы  прироста,  средние  темпы  роста  и  прироста,  абсолютные
значения одного процента  изменения  спроса  за  период,  а  также  провести
корреляционный анализ влияния факторов на изменение спроса и спрогнозировать
его развитие на ближайшую перспективу.
   Представляет интерес структурный  анализ  спроса,  проводимый  с  помощью
специальных таблиц, строящихся по каждому факторному признаку -  направлению
анализа: например, стадиям ЖЗУ новой продукции  (причем,  они  заканчиваются
переходом к стадии зрелости) -  табл.  9.8,  распределению  по  потребителям
новой продукции - табл. 9.9, по планируемым каналам ее  реализации  -  табл.
9.10.

   Таблица 9.8.
   Выпуск важнейших видов новой продукции по стадиям ее цикла
   ВИДЫ
   ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ
   ПРОДУКЦИИ
   ОСВОЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
   ПРОИЗВОДСТВО

   тыс. руб.
   в % к итогу
   ВЫВЕДЕНИЕ НА РЫНОК
   УТВЕРЖДЕНИЕ НА РЫНКЕ
   ЗРЕЛОСТЬ


   гр.2
   тыс. руб.
   в % к итогу гр.4
   тыс. руб.
   в % к итогу гр. 6
   тыс. руб.
   в % к итогу гр. 8
   1
   2
   3
   4
   5
   6

Страницы: «« « 61   62   63   64   65   66   67   68   69  70   71   72   73   74   75   76   77   78   79  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Ильенковой, Инновационный менеджмент