Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
ред. Ильенковой - Инновационный менеджмент

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 94
Размер файла: 476 Кб
Страницы: «« « 77   78   79   80   81   82   83   84   85  86   87   88   89   90   91   92   93   94  »

      технических достижений своей фирмы;
   лицензий.
   Работники лицензионного отдела могут выезжать на предприятия лицензиата и
изучают его возможности  по  организации  выпуска  лицензируемой  продукции;
определяют  на   месте   потребности   лицензиата   в   сырье,   материалах,
оборудовании,   квалифицированной   рабочей   силе;   проверяют    состояние
предприятий, методы работы, качество выпускаемой продукции.
   Лицензионные отделы могут быть встроенными и самостоятельными. Встроенные
отделы (сектора) входят обычно в  юридическую  службу  (отдел),  техническую
службу (отдел)  или  в  общеэкономическую  службу  (отдел).  Самостоятельный
лицензионный отдел находится в ведении одного из членов высшего  руководства
фирмы   (президента,   генерального   директора,   помощника    президента).
Самостоятельные отделы могут быть централизованными и децентрализованными.
   Отделения заграничного лицензирования создаются, как правило,  в  крупных
фирмах или компаниях.
   В отличие от отделов  отделения  имеют  хозяйственную  самостоятельность.
Политику  в   области   лицензирования   разрабатывает   руководство   фирмы
(президент,  вице-президент,  правление  директоров),  а  также  руководство
дочерних фирм и отделений по экспортным операциям.
   Основной  функцией  дочерних  компаний  по  заграничному   лицензированию
является осуществление операций по продаже лицензий.
   Специализированные   фирмы,    осуществляющие    научно-исследовательскую
деятельность, как коммерческую,  занимаются  скупкой  патентов  и  идей,  их
доработкой и разработкой  и  выступают  на  рынке  с  широким  ассортиментом
научно-технических   знаний,   имеющих   разную   степень   готовности   для
непосредственного промышленного применения.
   Посредниками в торговле патентами и лицензиями выступают лицензионные или
патентные  агенты   (брокеры).   Их   услугами   пользуются   индивидуальные
патентообладатели, мелкие  и  средние  фирмы,  а  также  крупные  фирмы,  не
осуществляющие в больших масштабах научно-исследовательские работы.
   Отношения  между  продавцом(лицензиатором)   или   покупателем   лицензий
(лицензиатом), с одной стороны, и агентом - с другой, регулируются на основе
лицензионного агентского соглашения.
   Лицензионные  соглашения   отражают   целый   комплекс   взаимоотношений,
связанных  с  организацией  производства  лицензируемой  продукции   или   с
использованием лицензируемого процесса. Кроме  научно-технических  аспектов,
комплекс  отражает  финансовые  отношения,  производственные  отношения   по
реализации продукции и др.
   Типовые лицензионные соглашения разрабатываются  различными  рганизациями
(комиссиями  ООН,  отраслевыми  ассоциациями  промышленных  фирм   и   др.).
Типичными  являются   соглашения,   представляющие   лицензиату   право   на
запатентованное  изобретение   илои   технологический   процесс   вместе   с
техническими значениями, опытом, "ноу-хау", а также с  правом  использования
товарного знака.
   В качестве возмещения  на  использование  предмета  соглашения  лицензиат
уплачивает некоторое вознаграждение.
   Различают:
   фактического экономического результата  использования  лицензии  (это  могут
быть периодические процентные отношения, участие в прибылях);
   фактическим использованием лицензий, а заранее устанавливается и указывается
в договоре, исходя из возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей
лицензиата  на  основе   использования   лицензии   (первоначальный   платеж
наличными; национальный платеж; передача ценных бумаг  лицензиата;  передача
встречной технической документации).
   Периодические  процентные  отношения  или  текущие  отношения  ("роялти")
устанавливаются в виде определенных фиксированных  ставок  (в  процентах)  и
выплачиваются лицензиатом через определенные промежутки  времени  (ежегодно,
ежеквартально, ежемесячно или к определенной дате).
   Принципы расчета процентных отношений следующие:
         или себестоимости;
   запатентованного оборудования, с объема переработанного по  запатентованному
способу сырья и т. п.).
   Ставки  текущих  отчислений  дифференцированы  в  зависимости   от   вида
лицензии,  срока  действия  соглашения,  объема  производства  лицензируемой
продукции, ее реализационных цен, экспортных или внутренних продаж.
   В лицензионное соглашение может  быть  включена  оговорка  о  минимальной
сумме  вознаграждения,  которая  в  любом  случае  должна   быть   выплачена
лицензиатом.
   Уровень ставок текущих отчислений в современной практике колеблется от  2
до 10 %. Чаще встречаются ставки в 3-5%.
   Твердо зафиксированная в соглашении  сумма  лицензионного  вознаграждения
называется паушальным платежом.  Этот  платеж  устанавливается  в  следующих
случаях:
   носит единовременный характер, что требует  единовременного  определения  ее
стоимости);
   убытков в случае его разглашения);
   прибылей и др.
   Паушальный платеж может производиться в разовом  порядке  и  в  рассрочку
(например,  50%  -  после  подписания  соглашения;  40%  -  после   поставки
оборудования  и  передачи  технической  документации;  10%  -  после   пуска
оборудования).
   Первоначальный  платеж  наличными  предусматривает   оплату   лицензиатом
установленной в соглашении суммы в виде единовременного взноса или по частям
в течение установленного в соглашении срока или по  выполнении  определенных
условий.
   В настоящее  время  наметилась  тенденция  к  сокращению  срока  действия
лицензионных соглашений, что связано с быстрым моральным старением  машин  и
оборудования и государственным регулированием лицензионных сделок во  многих

Страницы: «« « 77   78   79   80   81   82   83   84   85  86   87   88   89   90   91   92   93   94  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Ильенковой, Инновационный менеджмент