Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 186
Размер файла: 1114 Кб
Страницы: «« « 176   177   178   179   180   181   182   183   184  185   186  »

                                                      Составлено Н. Амосовой

2. "ФАУСТ" ЛЕССИНГА

     Материалы  по  "Фаусту"  Лессинга  см.:  Г.   Э.   Лессинг,   Избранные
произведения,  ГИХЛ,  1953.  стр.  371-382,  перев.  В.  Е.   Гаккель-Аренс;
сообщение Карла Лессинга, явления 2-4, перев. Н. А. Сигал.
     Erich Schmidt Lessing, 2 Bde. 4.  Aufl.,  Berlin,  1923,  Bd.  I,  стр.
352-367.
     Waldemaj Oehlke. Lessing und seine Zeit, 2 Bde. Munchen, 1918,  Bd.  I.
стр. 307-320.
     R. Petsch. Lessings Faustdichtung. Heidelberg. 1911.

                             На русском языке:

     Н.  Чернышевский.  Лессинг,  его  время,  его  жизнь  и   деятельность.
Современник, 1856-1857; см.: Полное собрание сочинений,  т.  IV,  М.,  1948,
стр. 5-221.
     Franz Mehring. Die Lesung-Legende. 1892. Berlin, 1953.  Перевод:  Франц
Meринг. Литературно-критические статьи. Изд. "Academia", 1934,  т.  I,  стр.
91-470.
     В. Р. Гpиб. Жизнь и творчество Лессинга. Избранные  работы.  М.,  1956,
стр. 17-150.
     Г. Фрндлеидер. Лессинг. М., 1957,
     См.: Комментарии, стр. 354-356,

                                   -----

                1. "Из писем о новейшей немецкой литературе"

     "Briefe die neuesle deutsche Literatur betreffend", 1759-1765 -  журнал
литературной критики, издававшийся  в  Берлине  Лессингом  сотрудничестве  с
Фридрихом Николаи и Моисеем Мендельсоном.

     1 "Библиотека" - "Bibliothek  der  schonen  Wissenschaften  und  Freien
Kunste", 1759, Bd. 3, 1. Stuck. Издавалась в 1757-1759 годах Николаи.
     2 Нейберша - по-немецки "die  Neuberin"  с  уничижительным  оттенком  -
Каролина Нейбер, известная актриса и глава труппы, осуществлявшая  на  сцене
театральные принципы Готшеда (см.: Тексты, III.  17,  прим.).  В  юные  годы
Лейпциге Лессннг дружил с Каролиной Нейбер; в ее театре была поставлена  его
первая пьеса - комедия "Молодой ученый" (1748).
     Ответ на 17-е "литературное письмо"  (из  круга  сторонников  Готшеда):
Briefe, die Einfuhrung des Englischen Geschmacks betreffend.  Leipzig,  1760
(см.: Tille, Э 278, стр. 645-657).
     3 "Швейцарские критики" - И. Я. Бодмер (1698-1783) и И.  Я.  Брейтингер
(1701-1776), цюрихские ученые и литераторы, выступившие  в  1730-х  годах  с
критикой учения Готшеда.
     4 "Катон" - трагедия Готшеда "Смерть  Катона"  ("Der  sterbende  Cato",
1732),  представляет  обработку  одноименной  английской  трагедии  Лддисона
(1713), написанной духе французского классицизма.
     5 без клея  и  ножниц.  Перечисленные  пьесы  представляют  переводы  я
переработки французских трагедий и комедий,  изготовленные  самим  Готшедом,
его женой сотрудниками и  опубликованные  издававшейся  им  серии  "Немецкий
театр по правилам древних греков и римлян" ("Deutsche  Schaubuhne  nach  den
Regeln der alten Griechen and Romer", 6 тт., 1740-1745) для немецкой  сцены,
реформированной в духе французского классицизма.
     6 О борьбе Готшеда против комических  импровизаций  и  об  изгнании  со
сцены Арлекина см.: Тексты, III, 15, прим. и Комментарии, стр. 334.
     7  Бен  Джонсон  (1573-1637)  и  писавшие   в   сотрудничестве   Бомонт
(1584-1616) и Флетчер (1579-1625) -  младшие  современники  Шекспира,  в  то
время известные  европейским  читателям  XVIII  века  еще  меньше,  чем  сам
Шекспир.
     8 Трагедия Вольтера "Заира" (1732)  представляет  подражание  "Отелло";
главный  герой,  иерусалимский  султан  Оросман,  соответствует  у  Вольтера
венецианскому' мавру" (Отелло) Шекспира.  Позднее  Лессииг  подверг  "Заиру"
жестокой критике в "Гамбургской драматургии" (1767, статьи XV-XVI,  см.:  Г.
Э. Лессинг, Избранные произведения, стр. 522-530).
     9 Фауст и семеро  духов.  Ср.:  Тексты,  IV,  стр.  157,  172,  187,  и
Комментарии, стр. 292.

                     2. План пролога и первого действия

     Впервые опубликован  братом  Лессинга  Карлом  в  посмертной  биографин
Лессинга.
     См. Karl Gotthelf Lessing. G. E.  Leasings  Leben,  nebst  seinem  noch
ubrigen literarischen Nachlass. 3 Bde, 1793-1795.
     Источником    пролога    являются    демонологические    рассказы     в
древнехристианских житиях  святых,  в  которых  разрушенные  церкви  нередко
изображаются как место сборища демонов. Ср.: Erich Schmidt. Lessing, Bd.  I,
стр. 362-363 и прим. стр. 676-687.

     10 Энтелехия - согласно учению Аристотеля, движущая сила души. Сцена  с
духом Аристотеля введена  Лессингом  в  соответствии  с  его  интерпретацией
"Фауста" как трагедии знания. По рассказу  Плиния,  грамматик  Аннон  вызвал
тень Гомера, чтобы разрешить свои сомнения о месте, где родился этот великий
поэт. Ср.: A. Sauer. Vierteljahrschrift fur Literaturgeschichte, Bd. I, стр.
13 и сл. (см. Erich Schmidt, Lessing, Bd. I, стр. 364 и прим., стр. 677).

                    3. Письмо капитана фон Бланкенбурга

     11 Бланкенбург  -  Chr.  Fr.  v.  Blankenburg  (1744-1796),  литератор,
известен в особенности как автор первой теории  романа  ("Versuch  uber  den
Roman", 1774).

                4. Письмо к издателю "Театрального наследия"

     12  Энгель  -  Joh.  Jak.  Engel  (1741-1802),   литературный   критик,
последователь Лессинга, автор трудов по теории поэзии и по драматургии.

                                                            В. М. Жирмунский

Страницы: «« « 176   177   178   179   180   181   182   183   184  185   186  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Жирмунский, Легенда о докторе Фаусте