Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 185   186   187   188   189   190   191   192   193  194   195   196   197   198   199   200   201   202   203  » »»

нием эстов, леттов и других туземцев и чтоб обогатить Ригу  торговлею  с
странами, лежащими при верхних частях Двины и Днепра, они решились  зак-
лючить мирный договор с полоцким князем, причем епископ обязался вносить
последнему ежегодную дань за ливов, порабощенных рижской церкви и  орде-
ну.
   В то время, когда полоцкий князь, довольный  данью,  заключил  мир  с
опасными пришельцами, Псков впервые обнаруживает к ним ту сильную непри-
язнь, какою будет отличаться во всей последующей истории своей:  в  1213
году псковичи выгнали князя своего Владимира за то, что  он  выдал  дочь
свою за брата епископа Альберта; изгнанник пошел было сначала в  Полоцк,
но найдя там не очень приветливый прием, отправился к зятю в  Ригу,  где
принят был с честию, по свидетельству немецкого летописца. Владимир ско-
ро имел случай отблагодарить епископа за  это  гостеприимство.  Полоцкий
князь, видя, что орден воспользовался временем мира с русскими для  того
только, чтобы тем удобнее покорить туземцев и принудить  их  к  принятию
христианства, назначил в Герсике  съехаться  Альберту  для  переговоров.
Епископ явился на съезд с князем Владимиром, рыцарями, старшинами  ливов
и леттов и с толпою купцов, которые были  все  хорошо  вооружены.  Князь
сперва говорил с Альбертом ласково, потом хотел угрозами принудить его к
тому, чтоб он перестал насильно крестить туземцев, его подданных.  Епис-
коп отвечал, что не отстанет от  своего  дела,  не  пренебрежет  обязан-
ностью, возложенною на него великим первосвященником Рима. Но, кроме на-
сильственного крещения, из слов летописца можно заметить, что епископ не
соблюдал главного условия договора, не платил дани князю под тем предло-
гом, что туземцы, не желая работать двум господам, и немцам  и  русским,
умоляли его освободить их от ига последних. Князь, продолжает летописец,
не хотел принимать справедливых причин, грозился, что сожжет Ригу и  все
немецкие замки, и велел войскам своим выйти из  стана  и  выстроиться  к
бою, провожатые епископа сделали то же самое; в это время Иоанн,  пробст
рижской Богородичной церкви и псковский изгнанник, князь Владимир подош-
ли к полоцкому князю и начали уговаривать его, чтоб он не начинал  войны
с христианами, представили, как опасно  сражаться  с  немцами  -  людьми
храбрыми, искусными в бою и жаждущими померить  силы  свои  с  русскими.
Князь будто бы удивился их отваге, велел войску  своему  возвратиться  в
стан, а сам подошел к епископу, называя его духовным отцом; тот, с своей
стороны, принял его как сына; начались мирные переговоры, и  князь,  как
будто под внушением свыше, уступил епископу всю Ливонию безо всякой обя-
занности платить дань, с условием союза против Литвы и свободного плава-
ния по Двине.
   Как ни мало удовлетворителен является этот рассказ немецкого летопис-
ца, историк должен принять одно за  достоверное,  что  епископ  перестал
платить дань полоцкому князю, и что тот не имел средств принудить его  к
тому. Владимир псковский был награжден за свои услуги местом фохта в од-
ной из провинций ливонских, но, творя суд и расправу над  туземцами,  он
много пожинал такого, чего никогда не сеял, по выражению  летописца;  не
понравился его суд ратцебургскому епископу и всем  другим,  так  что  он
увидел себя в необходимости отправиться в Россию, исполняя желание  мно-
гих, прибавляет летописец; скоро, однако, он опять возвратился с  женою,
сыновьями и всем семейством и вступил снова в исправление своей должнос-
ти, не к удовольствию подчиненных, прибавляет тот же  летописец,  потому
что скоро опять поднялись против него жалобы, опять он должен был выслу-
шивать упреки немецких духовных: это ему наскучило, наконец, и он в дру-
гой раз выехал в Россию, где был принят снова псковичами.
   Избавившись от Владимира, немцы  захотели  избавиться  и  от  другого
русского князя, остававшегося в  Ливонии,  хотя  в  качестве  подручника
епископского - князя Всеволода герсикского. Кокенгаузенские  (кукейносс-
кие) рыцари начали обвинять его в том, что он не  является  к  епископу,
своему отцу и господину, держит совет с литвою, подает ей помощь во вся-
кое время. Несколько раз требовали они его к ответу, Всеволод не  являл-
ся; тогда рыцари, по согласию с епископом, подступили нечаянно к городу,
взяли его хитростью, ограбили жителей и ушли назад; это было в 1214  го-
ду; в следующем. 1215, немцы опять собрали войско и в другой раз овладе-
ли Герсиком, в другой раз опустошили его, но Всеволод уже успел  послать
к литовцам за помощию: те явились, принудили немцев оставить город и на-
несли им сильное поражение. Так рассказывает  древнейший  летописец  ли-
вонский, но в позднейших хрониках читаем иное, а именно, что князь  Все-
волод был убит во время второго нападения немцев на его город и  послед-
ний окончательно разрушен; о литовской помощи  не  говорится  ни  слова,
тогда как в древнейшей летописи под 1225 годом упоминается опять о  гер-
сикском князе Всеволоде, который приезжал в Ригу видеться с папским  ле-
гатом. Как бы то ни было, верно одно, что Герсик раньше или позднее под-
пал власти немцев. Между тем Владимиру псковскому удалось  отомстить  за
свои обиды: в 1217 году он отправился с новгородцами и псковичами к пос-
тоянной цели русских походов - к Оденпе и стал под городом. Чудь по обы-
чаю начала слать с поклоном, но на этот раз обманывала, потому что  пос-
лала звать немцев на помощь; новгородцы собрали вече поодаль от стану  и
начали толковать с псковичами о предложениях чуди; ночные сторожа  сошли
с своих мест, а дневные еще не пришли к ним на смену, как вдруг нечаянно
явились немцы и ворвались в покинутые палатки; новгородцы побежали с ве-
ча в стан, схватили оружие и выбили немцев, которые побежали  к  городу,
потерявши трех воевод, новгородцы взяли также 700 лошадей и возвратились
по здорову домой, немецкий летописец прибавляет, что  русские  заключили
договор с немцами, чтоб последние оставили Оденпе, причем Владимир  зах-
ватил зятя своего Феодориха, епископского брата, и отвел во Псков. Веро-
ятно, удачный поход Владимира ободрил эстов, и  они  решились  свергнуть
иго пришельцев. С этою целью они отправили послов в Новгород просить по-
мощи; новгородцы обещали прийти к ним с большим войском и  не  исполнили
обещания, потому что у них с 1218 по 1224 год пять раз сменялись князья,
происходили постоянные смуты, ссоры князей с знаменитым посадником Твер-
диславом. Эсты, понадеявшись на новгородские  обещания,  встали,  но  не
могли одни противиться немцам и принуждены были опять покориться.
   Новгородцы явились уже поздно в Ливонию с князем своим Всеволодом,  в
1219 году, имели успех в битве с немцами, но  понапрасну  простояли  две
недели под  Венденом  и  возвратились  домой  по  здорову.  Так  же  без
следствий остались два других похода новгородцев в  1222  под  Венден  и
1223 году под Ревель; в обычных выражениях рассказывает  летописец,  что
они повоевали всю Чудскую землю, полона привели без числа, золота  много
взяли, но городов не взяли и возвратились все по здорову. Тут же в лето-
писи видим и причины, почему все эти походы, кроме  опустошения  страны,
не имели других следствий: после первого похода в 1223 году князь Всево-

Страницы: «« « 185   186   187   188   189   190   191   192   193  194   195   196   197   198   199   200   201   202   203  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен