заболеваний достаточно велика. Это позволяет думать, что обсуждаемые
методики должны быть эффективными преимущественно в тех случаях, когда
психические нарушения принципиальны для возникновения и прогрессии па-
тологии. Использование этих методик не может заменить многие лечебные
процедуры, устраняющие физиологическую дезадаптацию, которые, в свою
очередь, не могут эффективно заменить способы устранения психи-
че<%2>ских нарушений. Этот вывод совпадает со следующим положением С.
Н. Лазарева о месте его методики в медицине.<%0>
= "Суть метода в предупреждении событий, которые могут
произойти, но наше сознание, ориентированное на телесные потребности,
не сможет предсказать всех процессов. Поэтому речь должна идти не об
отрицании современной медицины, а о диалектическом взаимодействии ме-
дицины духа и медицины тела с приоритетом лечения и развития духа, о
кардинальном изменении принципов современной медицины, а не замене од-
ного мировоззрения другим."
Это заключение С. Н. Лазарева в общем совпадает с основными идеями С.
Грофа и подчеркивает очень важную роль психических нарушений в возник-
новении и развитии многих хронических заболеваний. И тот и другой не
отрицают необходимости использования методик, устраняющих соматические
нарушения, но настаивают на комплексном подходе к лечению. Существенно
различие методических и профессиональных ориентаций, гносеологического
и терминологического багажа, условий работы этих авторов. Наоборот, их
взгляды на роль психических нарушений и принципы лечения имеют много
общего. Эти обстоятельства косвенно свидетельствуют в пользу коррект-
ности их взглядов, с которыми, по нашему мнению, нельзя не согласить-
ся. Итак, можно уверенно констатировать, что имеются возможности эф-
фективного лечения и профилактики многих болезней и ускоренного старе-
ния, не зависящие от целителей-уникумов (которые, вероятно, незаменимы
на стадии исследования и разработки новых методик лечения). Эти воз-
можности могут быть реализованы при использовании комплексной терапии,
включающей лечебное голодание или диету и очистительные процедуры, в
том числе и проводимые с использованием мочи, инъекции гравидана и
растворов по А. С. Самохоцкому, холотропную терапию (вместо труднодос-
тупного лечения по С. Н. Лазареву) и другие психоэмоциональные воз-
действия: покаяние, молитвы или (для атеистов) чтение корректирующих
текстов. Иными словами, эффективное лечение хронических заболеваний
достижимо только при использовании комплексной терапии, одновременно
устраняющей все накопленные в нервной системе человека факторы, пре-
пятствующие адаптации как психической, так и физиологической. Для их
устранения с успехом может использоваться и уринотерапия, которая, как
следует из известных данных, благотворно воздействует на психику чело-
века.
Поскольку методики С. Грофа и С. Н. Лазарева сильно отдают древним ша-
манством, так нелюбимым многими медиками, очень хотелось найти их пре-
дельно современный аналог. Вот он.
В статье Б. А. Исаковой кратко описаны исследования электромагнитного
воздействия "на информационный код". Достигнуто управление
ростом и морфологией таких биообъектов, как дафния и улитка. Результа-
ты воздействия на человека: темнеют седые волосы, восстанавливаются
разрушенные зубы (правда же, поразительный результат?), зрение, поло-
вая потенция, исчезают признаки диабета. Удалось избавить пациентку от
камней в почках и заодно, что было неожиданно, от многолетней астмы.
Продлена на 1-1,5 года жизнь больных раком печени, поджелудочной
железы с метастазами в легочную и костную ткани. Электромагнитное воз-
действие, управляющее состоянием биообъекта, предварительно записыва-
ется на магнитную ленту. Приведенные результаты, несмотря на краткость
и некоторую невнятность их изложения, заслуживает доверия, так как по-
добны полученным ранее Ю. В. Цзянь Каньчженем и др.).
Сравнивая все эти работы, следует отдать предпочтение холотропной те-
рапии как более доступной или безопасной.
Прочтя все это, некоторые медики скажут: "Ну, электромагнитные по-
ля - это не ново, но вот в остальном авторы наплели ерунды с три
короба: покаяние, любовь, молитвы. Вы уж будьте последовательны и пря-
мо скажите, что в этих работах описаны методики снятия порчи. Тогда уж
настаивайте и на обязательном крещении детей в купели, да еще и старый
колдовской прием вспомните - снятие болезни с больного в во-
ду!"
Не можем разделить сарказм таких, весьма вероятных высказываний. Да,
был такой прием - передача болезни от больного в воду; с водой же
связаны и древние описания случаев оживления мертвых. Чушь, парамеди-
цина, поповщина вроде бы, да не вполне, о чем достоверно свидетельст-
вуют следующие данные.
Ф. Фулер Роял отводил специальным волноводом в воду избыточную энергию
акупунктурных точек пациентов и получал в результате этого ярко выра-
женный физиологический и терапевтический эффекты. В работе С. Смита
приводятся сведения о лечении людей гиперчувствительных к воздействию
электромагнитных полей (например, распространяющихся от линий высоко-
вольтной передачи электроэнергии), генерирующих в организме таких лю-
дей колебания в диапазоне от герца до килогерца. Эти колебания устра-
нялись при помещении в ладонь пациентов пробирки с родниковой водой
или водой, на которую были импринтированы определенные частоты элект-
ромагнитного излучения. Нетрудно заметить, что эти работы, по сути,
описывают современно оформленные процессы выведения болезней из чело-
века в воду. Ничего удивительного.
Теперь об обязательности крещения в купели. Как и прививки, оно, веро-
ятно, остро необходимо не для всех, а только для тех детей, у которых
в преи перинатальный периоды возникли нарушения кармических структур
(воспользуемся этим термином), например, детей, рожденных при патоло-
гических родах, не желаемых вынашивавшими их матерями и т. д. Но проще
и надежнее крестить в купели всех, чем выявлять тех, кому это необхо-
димо как способ постнатальной коррекции. Для атеистов же предположим,