Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Спатриан и др. - Авторы жизнеописаний Августов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 189
Размер файла: 1128 Кб
Страницы: «« « 155   156   157   158   159   160   161   162   163  164   165   166   167   168   169   170   171   172   173  » »»

(Естественная история. 4.62), еще Варрону шелк, получаемый от живущего в
Передней Азии дикого шелковичного червя (этот шелк назывался bombycina или
по месту выделки "косским"), и известный по крайней мере с конца I в. до
н.э. (Гораций. Эподы. 8.15; Вергилий. Георгики. 1.121) более качественный
китайский шелк (serica), который в свою очередь мог использоваться в чистом
виде (holoserica) или ввиду дороговизны на основе другой ткани (subserica).
Как естественно предположить, это последнее различие могло быть сделано
тогда, когда наряду с шелковой тканью в Европу стали привозить и шелковую
пряжу. Само название subserica довольно позднее (Симмах. Письма. 5.20; ср.
Исидор. Начала. 19.22.14). Существующее мнение, что до Гелиогабала
пользовались (не считая "косских") почти исключительно"полушелковыми"
(subgerica) материями представляется малодоказательным. До Гелиогабала
шелковой одеждой пользовался Калигула (Светоний. Кал. 52). Ношение шелковых
одежд считалось признаком изнеженности. При Тиберии "было принято
постановление, воспрещавшее...унижать мужское достоинство шелковыми
одеждами (vestis serica)" (Тацит. Анналы. 2.33.1, цит. пер.). "Хорошие
императоры" отказывались от ношения шелковых одежд (Алекс. XL.1; Аврелиан.
XLV.4; Тац. X.4). В Кодексе Феодосия есть закон, принятый в 384 г.,
запрещающий частным лицам дарить шелковые одежды (С. Theod. 15.9.1).

98. Дaлмaтuк - просторная длинная туника из белого далматского шелка с
широкими рукавами до запястий и с пурпурными полосами спереди. Ношение этой
одежды считалось римлянами признаком изнеженности. Ср. Комм. VIII.8.
Христиане позаимствовали далматик для литургии.

99. Гургит - прозвище, по крайней мере, двух представителей рода Фабиев:
Квинта Фабия Максима, консула 292 г. и 276 г. до н.э., и его сына, консула
265 г. до н.э., который был отцом знаменитого Квинта Фабия Максима
Кунктатора. Прозвище Гургит, как объясняет Макробий (Сатурналии. 3.13.6),
пошло от "проеденного отцовского наследства") (gurges - "мот").

100. История выдумана.

101. ...называя их прирученными пчелами - ибо пчелы, как замечает Казобон,
также и римскими юристами признавались за "диких животных".

102. Ср. Гелиог. XXV.9.

103. Ср. Септ. VIII.5.

104. Ср. Аврелиан. XXXIII.3.

105. Ср. Карак. VI.6; Веллей Патеркул. 2.82; Валерий Максим. 3.6, прим. 6;
Плиний. Естественная история. 35.150; 8.4; Гелиог. XXVIII.2.

106. Агатодемон - "доброе божество" (греч.). В античности гений - хранитель
местности или дома - часто представляется в образе змеи.

107. ... закон предписывает иудеям есть их. Напротив, иудеи считали
нечестием употребление в пищу мяса страусов.

108. ...он употребляет такое сено, какое соответствует их достоинству -
вариант пословицы, цитируемой Цицероном (Об ораторе. 2.233).

109. Ср. Сенека. Письма. 122.9; Тацит. Анналы. 16.18.1.

110. Такая роскошь не была необычной. Согласно официальным предписаниям,
повозки императоров могли быть украшены серебром, золотом и драгоценными
камнями.

111. Этот рассказ иллюстрируется сохранившейся античной камеей, на которой
изображен Гелиогабал, погоняющий бичом обнаженных женщин.

112. hydrogarum - так называлась смесь воды с соусом плотной консистенции,
вырабатываемым из внутренностей различных сортов рыб (garum).

113. См. Гелиог. XXVI.1, прим.

114. Вал - так называлась часть городской стены Сервия Туллия, соединяющая
Квиринал, Виминал и Эсквилин (западная часть Рима). Городские окрестности
этого места носили то же название.

115. Светоний сообщает, что Нерон "путешествовал не меньше, чем с тысячей
повозок"- (Нерон. 30.3, цит. пер.). В своем комментарии к Светонию Казобон,
ссылаясь на Афинея и Плутарха, отмечает, что эта роскошь персидского
происхождения.

116. Ср. Светоний. Дом. 22.

117. Т. Альфельди признает этот факт ложным: изображения на монетах
свидетельствуют о том, что Гелиогабал не брился.

118. Ср. Плиний. Естественная история. 33.90; Светоний. Калигула. 18.3.

119. Ср. Плиний. Естественная история. 16.202; 36.70; Светоний. Клавдий.
20.3.

120. Ср. Перт. XII.6; Алекс. XXXVII.6; Тац. XI.5.

121. Ср. Алекс. XXIV.4; Аврелий Виктор. О цезарях. 28.6.

122. Пандура - трехструнный музыкальный инструмент по форме деки, вероятно,
отдаленно напоминавший лютню.

123. О спинтриях см. Светоний. Тиб. 43.1. Ср. Voltaire. Le pyrrhonisme de
I'histoire. XII.

124. Сp. Светоний. Тиб. 43.1; Тацит. Анналы. 6.1.1 сл.; Светоний. Калигула.
16.1; Вителлий. 3.2.


Страницы: «« « 155   156   157   158   159   160   161   162   163  164   165   166   167   168   169   170   171   172   173  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Спатриан и др., Авторы жизнеописаний Августов