Главная - Наука - История
Спатриан и др. - Авторы жизнеописаний Августов Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 189 Размер файла: 1128 Кб Страницы: «« « 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 » »» (Естественная история. 4.62), еще Варрону шелк, получаемый от живущего в Передней Азии дикого шелковичного червя (этот шелк назывался bombycina или по месту выделки "косским"), и известный по крайней мере с конца I в. до н.э. (Гораций. Эподы. 8.15; Вергилий. Георгики. 1.121) более качественный китайский шелк (serica), который в свою очередь мог использоваться в чистом виде (holoserica) или ввиду дороговизны на основе другой ткани (subserica). Как естественно предположить, это последнее различие могло быть сделано тогда, когда наряду с шелковой тканью в Европу стали привозить и шелковую пряжу. Само название subserica довольно позднее (Симмах. Письма. 5.20; ср. Исидор. Начала. 19.22.14). Существующее мнение, что до Гелиогабала пользовались (не считая "косских") почти исключительно"полушелковыми" (subgerica) материями представляется малодоказательным. До Гелиогабала шелковой одеждой пользовался Калигула (Светоний. Кал. 52). Ношение шелковых одежд считалось признаком изнеженности. При Тиберии "было принято постановление, воспрещавшее...унижать мужское достоинство шелковыми одеждами (vestis serica)" (Тацит. Анналы. 2.33.1, цит. пер.). "Хорошие императоры" отказывались от ношения шелковых одежд (Алекс. XL.1; Аврелиан. XLV.4; Тац. X.4). В Кодексе Феодосия есть закон, принятый в 384 г., запрещающий частным лицам дарить шелковые одежды (С. Theod. 15.9.1). 98. Дaлмaтuк - просторная длинная туника из белого далматского шелка с широкими рукавами до запястий и с пурпурными полосами спереди. Ношение этой одежды считалось римлянами признаком изнеженности. Ср. Комм. VIII.8. Христиане позаимствовали далматик для литургии. 99. Гургит - прозвище, по крайней мере, двух представителей рода Фабиев: Квинта Фабия Максима, консула 292 г. и 276 г. до н.э., и его сына, консула 265 г. до н.э., который был отцом знаменитого Квинта Фабия Максима Кунктатора. Прозвище Гургит, как объясняет Макробий (Сатурналии. 3.13.6), пошло от "проеденного отцовского наследства") (gurges - "мот"). 100. История выдумана. 101. ...называя их прирученными пчелами - ибо пчелы, как замечает Казобон, также и римскими юристами признавались за "диких животных". 102. Ср. Гелиог. XXV.9. 103. Ср. Септ. VIII.5. 104. Ср. Аврелиан. XXXIII.3. 105. Ср. Карак. VI.6; Веллей Патеркул. 2.82; Валерий Максим. 3.6, прим. 6; Плиний. Естественная история. 35.150; 8.4; Гелиог. XXVIII.2. 106. Агатодемон - "доброе божество" (греч.). В античности гений - хранитель местности или дома - часто представляется в образе змеи. 107. ... закон предписывает иудеям есть их. Напротив, иудеи считали нечестием употребление в пищу мяса страусов. 108. ...он употребляет такое сено, какое соответствует их достоинству - вариант пословицы, цитируемой Цицероном (Об ораторе. 2.233). 109. Ср. Сенека. Письма. 122.9; Тацит. Анналы. 16.18.1. 110. Такая роскошь не была необычной. Согласно официальным предписаниям, повозки императоров могли быть украшены серебром, золотом и драгоценными камнями. 111. Этот рассказ иллюстрируется сохранившейся античной камеей, на которой изображен Гелиогабал, погоняющий бичом обнаженных женщин. 112. hydrogarum - так называлась смесь воды с соусом плотной консистенции, вырабатываемым из внутренностей различных сортов рыб (garum). 113. См. Гелиог. XXVI.1, прим. 114. Вал - так называлась часть городской стены Сервия Туллия, соединяющая Квиринал, Виминал и Эсквилин (западная часть Рима). Городские окрестности этого места носили то же название. 115. Светоний сообщает, что Нерон "путешествовал не меньше, чем с тысячей повозок"- (Нерон. 30.3, цит. пер.). В своем комментарии к Светонию Казобон, ссылаясь на Афинея и Плутарха, отмечает, что эта роскошь персидского происхождения. 116. Ср. Светоний. Дом. 22. 117. Т. Альфельди признает этот факт ложным: изображения на монетах свидетельствуют о том, что Гелиогабал не брился. 118. Ср. Плиний. Естественная история. 33.90; Светоний. Калигула. 18.3. 119. Ср. Плиний. Естественная история. 16.202; 36.70; Светоний. Клавдий. 20.3. 120. Ср. Перт. XII.6; Алекс. XXXVII.6; Тац. XI.5. 121. Ср. Алекс. XXIV.4; Аврелий Виктор. О цезарях. 28.6. 122. Пандура - трехструнный музыкальный инструмент по форме деки, вероятно, отдаленно напоминавший лютню. 123. О спинтриях см. Светоний. Тиб. 43.1. Ср. Voltaire. Le pyrrhonisme de I'histoire. XII. 124. Сp. Светоний. Тиб. 43.1; Тацит. Анналы. 6.1.1 сл.; Светоний. Калигула. 16.1; Вителлий. 3.2. Страницы: «« « 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |