Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Спатриан и др. - Авторы жизнеописаний Августов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 189
Размер файла: 1128 Кб
Страницы: «« « 156   157   158   159   160   161   162   163   164  165   166   167   168   169   170   171   172   173   174  » »»

125. См. прим. к Гелиог. XXI.3.

126. Ср. Гелиог. XVII.1-3.

127. Ср. Светоний. Нерон. 49.1 слл.; Вителлий. 17.1 слл.; Калигула. 58.1
слл.

128. Ср. Светоний. Тит. 9.1.

129. Ср. Гелиог. XVIII.1; Горд. IV.7.

130. Ср.Клавд. IX.9.

131. Лициний - Валерий Лициниан Лициний (имп. 308-324 гг.).

132. Север - Флавий Валерий Север (имп. 306-307 гг.).

133. Александр - Луций Домиций Александр (имп. 308-310 гг.).

134. Максенций - Марк Аврелий Валерий Максенций (имп. 306-312 гг.).

135. Грутер замечает, что эта мысль заимствована из Тацита (см. Анналы.
12.36.2). Ср. Пец. XII.8.

                Элий Лампридий. Александр Север. Примечания.

Текст приведен по изданию: Властелины Рима, М., Наука, 1992 (Перевод С.П.
Кондратьева под редакцией А.И. Доватура, комментарий - О.Д. Никитинского)

ПРИМЕЧАНИЯ

1. 11 марта 221 г.

2. gabalus - слово еврейского происхождения, имеющее значение "крест" или
"виселица", а также (как бранное слово) человека, заслуживающего позорную
казнь. Ср. Опил. XI.6, где оно переведено как "подлец".

3. Александр Север был провозглашен цезарем через три года после убийства
Макрина, вероятно (ср. CIL.VI. 3079) до 1 июня 221 г.

4. Ср. Алекс. VIII.1.

5. См. прим. к Марк. VI.6.

6. Ср. размышления Макиавелли о роли солдат в римской истории 161-238 гг. в
XIX главе "Государя".

7. Правильное имя - Гай Юлий Виндекс.

8. Обучение у учителей грамоте обычно начиналось в 7 лет и продолжалось до
11 или 12 лет, затем ученик продолжал (до 17 лет) образование у грамматика
и заканчивал полное образование у ритора.

9. По авторитетному мнению Штрауба все приведенные здесь имена учителей
Александра Севера являются вымышленными.

10. Владыка (dominus) было обычным обращением не только раба к господину
или сына к отцу (ср. Плавт. Привидение. 686; Теренций. Братья. 88 слл.;
Сенека. Письма. 47.14; о специфике юридического значения этого слова см.
Дигесты. 29.5.1.1, а также 2.11.14 и 3.3.1рг), но и клиента к патрону,
ученика к учителю и вообще младшего к старшему (так Сенека Младший называет
своего старшего брата Галлиона - см. Сенека. Письма. 104.1), подчиненного к
вышестоящему, а также формой вежливого обращения к незнакомому лицу (см.
Сенека. Письма. 3.1). Это слово становилось оскорбительным для гражданского
сознания римлян лишь в том случае, когда они чувствовали, что оно выступает
в своем буквальном значении, и тогда оно характеризовало власть даже более
одиозную, чем власть царя (гех), и приближалось к современному значению
слова "тиран" (ср.: "...он (имеется в виду Тарквиний Гордый. - Н.0.)
превратился из царя во владыку (dominus) ... ибо владыка есть тот, кого
греки называют тираном; а царем называют того, кто подобно отцу заботится о
народе". Цицерон. О государстве. 2.47; см. также 2.48 слл.). Август,
который имел большой политический престиж, запретил именовать себя
"владыкой" скорее всего из-за своеобразной щепетильности, чем боясь
оскорбить гражданские чувства римлян (впоследствии эти чувства были
оскорблены Калигулой и Домицианом именно потому, что эти императоры
принуждали так себя именовать). См. Светоний. Август. 53.1 сл. (о том, что
этот запрет был чистой формальностью, явствует, например, из того, что уже
Овидий не опасается называть Августа владыкой, см. Понтийские послания.
2.8.26). Тиберий повторил подобный запрет (см. Светоний. Тиберий. 27 и
прим. М. Л. Гаспарова). В письмах к Траяну, который "хорошо" знал, "как
различны по своей природе деспотия (dominatio) и принципат" (Плиний.
Панегирик. 45.3), Плиний Младший обращается к императору, употребляя слово
"владыка", и это звучит почти как обращение равного к равному (см. выше).
Как видим, все зависело от того, какой смысл вкладывался в это слово:
Антонин Пий - образец человеческих добродетелей - однажды назвал себя,
может быть и сам не обратив на это внимания, владыкой (см. Дигесты. 14.2.9;
что, впрочем, не осталось незамеченным средневековыми юристами, которые
сделали далеко идущие выводы). Сам Александр Север назван владыкой в
календаре римского гарнизона в г. Дура-Европос (Feriale Duranum, col. II,
16). Аврелий Виктор (О Цезарях. 39.4), свидетельствуя о том, что Диоклетиан
был первым императором после Калигулы и Домициана, открыто (palam)
поощрявшим называть себя владыкой, порицает императора именно за
надменность, а не за сам титул, так как этот лояльный историк жил уже в ту
эпоху (вторая половина IV в.), когда слово "владыка" входило в официальную
титулатуру императоров. В надписях на монументах это слово впервые
встречается при Септимии Севере, но постоянно входить в официальные
титулатуры императоров оно стало лишь после Диоклетиана, при Лицинии
(307-324 гг.) и Константине (306-337 гг.).

11. См. предыдущее прим.

Страницы: «« « 156   157   158   159   160   161   162   163   164  165   166   167   168   169   170   171   172   173   174  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Спатриан и др., Авторы жизнеописаний Августов