Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Спатриан и др. - Авторы жизнеописаний Августов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 189
Размер файла: 1128 Кб
Страницы: «« « 152   153   154   155   156   157   158   159   160  161   162   163   164   165   166   167   168   169   170  » »»

Геродиана. См. Геродиан. 5.6.3; ср. Гелиог. VI.9.

14. По преданию, во время царствования Нумы с неба упал щит, от сохранения
которого зависело существование Рима, поэтому царь приказал сделать
одиннадцать точно таких же щитов, чтобы вернее сохранить настоящий.
Священные щиты хранились в курии салиев на Палатине.

15. Ср. Гелиог. VI.7; Дион. 79.11.1; Геродиан. 5.5.7.

16. Ср. Гелиог. XII.3. Дион (79.17.2) рассказывает, что мать Гелиогабала и
его бабка Юлия Меса присутствовали в сенате по случаю усыновления
Гелиогабалом Александра Севера.

17. Александр - сын Юлии Авиты Мамеи, младшей дочери Юлии Месы и Гессия
Марциана, его первоначальное имя было Гессий Бассиан Алексиан. После
усыновления Александра Гелиогабалом и провозглашения цезарем в 221 г. (а не
в 218 г., как это следует из Гелиог. V.1) он стал называться Марком
Аврелием Александром, а после прихода к власти - Марком Аврелием Севером
Александром (ср. PIR. I2, A 1610).

18. Ср.Дион. 79.13.4; 79.16.2-6.

19. Ср. Гелиог. XI.1; 12.1 сл.; Геродиан. 5.7.6 сл.

20. ...священнодействия в честь Флоры - Флоралии, праздновавшиеся с 28
апреля по 3 мая. Флоралии были веселым праздником, сопровождавшимся
двусмысленными шутками, что, конечно, никак не оправдывает несколько
необычного поведения Гелиогабала.

21. Он позволил себе обесчестить деву-весталку - ее звали Юлия Севера
Августа. Гелиогабал женился на ней в 221 г., позднее прогнал ее, но потом
взял ее в жены снова. Ср. Дион. 79.9.3; Геродиан. 5.6.2; PIR. IV2, 1648.

22. Ср. Гелиог. III.4, прим.

23. Почему Гелиогабал не мог войти в святилище храма Весты? Все римские
императоры до Грациана (см. прим. к Андр. XXII.10) были одновременно и
великими понтификами (что означало и председательство в коллегии весталок)
и в этом своем качестве могли входить в "святая святых Весты".

24. священное внутреннее хранилище - значение этого выражения не вполне
понятно.

25. См. Геродиан. 5.6.3 слл.

26. тавроболии - жертвоприношение быка в честь Кибелы. Этот обряд
греческого происхождения появился в Риме при Антонине Пие. Для совершения
обряда вырывали глубокую яму, которую покрывали досками с отверстиями. На
эти доски помещали быка, предназначенного для жертвоприношения. Жрец в
шелковой одежде и со священными повязками на голове располагался в яме так,
чтобы потоки крови зарезанного быка "омывали" его. Считалось, что кровь
жертвенного животного очищает и возрождает душу, является залогом вечной
жизни. Существование в Риме этого обряда прослеживается до IV в. н.э.

27. Саламбо - возлюбленная Адониса (Таммуза); культ этой
финикийско-пунической богини напоминает культ Кибелы. Возможно, Саламбо
идентична богине Тиннит (о которой см. Опил. III.1, прим.).
Удовлетворительной этимологии имени Саламбо до сих пор не существует.

28. Священные камни, находившиеся обычно в прорицалище, являлись идолами
богини Кибелы из Пессинунта.

29. Ср. Анд. XXIV.4; Пий. II.4. Вероятно, весь этот рассказ является
позднейшей вставкой.

30. Гелиогабал приносил человеческие жертвы - об этом свидетельствует также
Дион. 79.11.3.

31. Выражение pueri patrimi et matrimi в сакральном языке означало детей
знати, родители которых были живы. Эти дети участвовали как прислужники в
различных сакральных церемониях: в жертвоприношениях (Тит Ливий. 37.3.6),
на церемониях освящения (Тацит. История. 4.53.2) и т.п.; выступали в
молитвенном хоре (вспомним "Юбилейную песнь" Горация), участвовали в
церемонии свадьбы. Весталками также могли быть лишь virgines patrimae
matrimae (Авл Геллий. 1.12.2).

32. Ср. Диал. 1.3; 6.10.

33. Перевод по конъектуре Хиршфельда (Палатинский кодекс: plautini).

34. Антонин Марк - Марк Аврелий.

35. Ср. Марк. XIX.3 (прим.).

36. был (дворюродным братом) - конъектура Сомеза. Ср. Гелиог. V.1, прим.

37. Вария - Юлия Меса. Имя "Вария" нигде, кроме "Жизнеописаний Августов",
не встречается. Ср. Опил. IX.1; Гелиог. XII.3; XXXI.4; Алекс. XXXI.4; PIR.
IV2, 1 1678.

38. Ср. Марк. VIII.10; Алекс. XXXII.1. Начальник дворцовых ведомств входил
в совет принцепса (consilium principis). См. Адр. VIII.1, прим.
Употребленный здесь термин princeps officiorum встречается в
"Жизнеописаниях Августов" в значении, близком к magister officiorum; ср.
Песц. XII.7; Гелиог. XX.2; Алекс. XXXII.1; Галл. XVII.8.

39. торговал словами - здесь употреблено выражение, означающее дословно
"продавать дым" (fumum vendere). См. Пий. XI.1; Гелиог. XV.1; Алекс.
XXIII.8; XXXVI.2; LXVII.2.


Страницы: «« « 152   153   154   155   156   157   158   159   160  161   162   163   164   165   166   167   168   169   170  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Спатриан и др., Авторы жизнеописаний Августов