Главная - Наука - История
Спатриан и др. - Авторы жизнеописаний Августов Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 189 Размер файла: 1128 Кб Страницы: «« « 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 » »» Геродиана. См. Геродиан. 5.6.3; ср. Гелиог. VI.9. 14. По преданию, во время царствования Нумы с неба упал щит, от сохранения которого зависело существование Рима, поэтому царь приказал сделать одиннадцать точно таких же щитов, чтобы вернее сохранить настоящий. Священные щиты хранились в курии салиев на Палатине. 15. Ср. Гелиог. VI.7; Дион. 79.11.1; Геродиан. 5.5.7. 16. Ср. Гелиог. XII.3. Дион (79.17.2) рассказывает, что мать Гелиогабала и его бабка Юлия Меса присутствовали в сенате по случаю усыновления Гелиогабалом Александра Севера. 17. Александр - сын Юлии Авиты Мамеи, младшей дочери Юлии Месы и Гессия Марциана, его первоначальное имя было Гессий Бассиан Алексиан. После усыновления Александра Гелиогабалом и провозглашения цезарем в 221 г. (а не в 218 г., как это следует из Гелиог. V.1) он стал называться Марком Аврелием Александром, а после прихода к власти - Марком Аврелием Севером Александром (ср. PIR. I2, A 1610). 18. Ср.Дион. 79.13.4; 79.16.2-6. 19. Ср. Гелиог. XI.1; 12.1 сл.; Геродиан. 5.7.6 сл. 20. ...священнодействия в честь Флоры - Флоралии, праздновавшиеся с 28 апреля по 3 мая. Флоралии были веселым праздником, сопровождавшимся двусмысленными шутками, что, конечно, никак не оправдывает несколько необычного поведения Гелиогабала. 21. Он позволил себе обесчестить деву-весталку - ее звали Юлия Севера Августа. Гелиогабал женился на ней в 221 г., позднее прогнал ее, но потом взял ее в жены снова. Ср. Дион. 79.9.3; Геродиан. 5.6.2; PIR. IV2, 1648. 22. Ср. Гелиог. III.4, прим. 23. Почему Гелиогабал не мог войти в святилище храма Весты? Все римские императоры до Грациана (см. прим. к Андр. XXII.10) были одновременно и великими понтификами (что означало и председательство в коллегии весталок) и в этом своем качестве могли входить в "святая святых Весты". 24. священное внутреннее хранилище - значение этого выражения не вполне понятно. 25. См. Геродиан. 5.6.3 слл. 26. тавроболии - жертвоприношение быка в честь Кибелы. Этот обряд греческого происхождения появился в Риме при Антонине Пие. Для совершения обряда вырывали глубокую яму, которую покрывали досками с отверстиями. На эти доски помещали быка, предназначенного для жертвоприношения. Жрец в шелковой одежде и со священными повязками на голове располагался в яме так, чтобы потоки крови зарезанного быка "омывали" его. Считалось, что кровь жертвенного животного очищает и возрождает душу, является залогом вечной жизни. Существование в Риме этого обряда прослеживается до IV в. н.э. 27. Саламбо - возлюбленная Адониса (Таммуза); культ этой финикийско-пунической богини напоминает культ Кибелы. Возможно, Саламбо идентична богине Тиннит (о которой см. Опил. III.1, прим.). Удовлетворительной этимологии имени Саламбо до сих пор не существует. 28. Священные камни, находившиеся обычно в прорицалище, являлись идолами богини Кибелы из Пессинунта. 29. Ср. Анд. XXIV.4; Пий. II.4. Вероятно, весь этот рассказ является позднейшей вставкой. 30. Гелиогабал приносил человеческие жертвы - об этом свидетельствует также Дион. 79.11.3. 31. Выражение pueri patrimi et matrimi в сакральном языке означало детей знати, родители которых были живы. Эти дети участвовали как прислужники в различных сакральных церемониях: в жертвоприношениях (Тит Ливий. 37.3.6), на церемониях освящения (Тацит. История. 4.53.2) и т.п.; выступали в молитвенном хоре (вспомним "Юбилейную песнь" Горация), участвовали в церемонии свадьбы. Весталками также могли быть лишь virgines patrimae matrimae (Авл Геллий. 1.12.2). 32. Ср. Диал. 1.3; 6.10. 33. Перевод по конъектуре Хиршфельда (Палатинский кодекс: plautini). 34. Антонин Марк - Марк Аврелий. 35. Ср. Марк. XIX.3 (прим.). 36. был (дворюродным братом) - конъектура Сомеза. Ср. Гелиог. V.1, прим. 37. Вария - Юлия Меса. Имя "Вария" нигде, кроме "Жизнеописаний Августов", не встречается. Ср. Опил. IX.1; Гелиог. XII.3; XXXI.4; Алекс. XXXI.4; PIR. IV2, 1 1678. 38. Ср. Марк. VIII.10; Алекс. XXXII.1. Начальник дворцовых ведомств входил в совет принцепса (consilium principis). См. Адр. VIII.1, прим. Употребленный здесь термин princeps officiorum встречается в "Жизнеописаниях Августов" в значении, близком к magister officiorum; ср. Песц. XII.7; Гелиог. XX.2; Алекс. XXXII.1; Галл. XVII.8. 39. торговал словами - здесь употреблено выражение, означающее дословно "продавать дым" (fumum vendere). См. Пий. XI.1; Гелиог. XV.1; Алекс. XXIII.8; XXXVI.2; LXVII.2. Страницы: «« « 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |