Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Строуп Р. - Азбука экономики

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 34
Размер файла: 210 Кб
Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»

ценит их в наибольшей степени.
Товар не обладают ценностью в силу своего существования: он становится
богатством только в руках того, кто его ценит. Предпочтения, кругозор и
цели людей весьма разнообразны, и товар, который практически ничего не
стоит для одного, может стать драгоценностью для другого. Например, за
сугубо научную книгу по электронике, не представляющую ценности для
коллекционера произведений искусства, инженер может выложить сотни
долларов. В свою очередь, картина, ничего не значащая для инженера, может
быть предметом огромной ценности для коллекционера. Следовательно,
свободный обмен, в результате которого книга по электронике попадет к
инженеру, а картина -- к коллекционеру, увеличивает ценность и той, и
другой.
Одновременно, благодаря обмену, возрастает благосостояние как участвующих
в нем партнеров, так и страны в целом, поскольку товары перемещаются от
людей, которые их ценят меньше, к тем, кто ценит их больше.
Во-вторых, обмен позволяет торгующим партнерам выигрывать от специализации
на производстве тех вещей, которые они делают лучше остальных.
Специализация увеличивает совокупное производство. Ассоциации людей,
регионы или целые страны способны производить больше, когда они
специализируются на товарах и услугах, производимых ими с низкими
издержками, а выручку от их продажи используют для покупки товаров, в
производстве которых их затраты высоки. Экономисты называют этот принцип
"законом сравнительного преимущества".
Примеры благотворного влияния специализации можно приводить до
бесконечности. Так, торговле позволяет умелому плотнику специализироваться
на изготовлении срубов, направляя получаемые доходы на покупку пищи,
одежды, автомобилей и многих других товаров, в производстве которых он не
столь искусен. Точно так же, благодаря торговле, канадские фермеры могут
выращивать пшеницу и расходовать выручку от ее продажи на закупку
бразильского кофе, -- товара, который канадцы могли бы производить лишь с
очень высокими издержками. В свою очередь, бразильцам дешевле использовать
свои ресурсы для выращивания кофе, а на выручку от его продажи закупать
канадскую пшеницу. Суммарный объем производства увеличивается, и оба
торгующих партнера оказываются в выигрыше.
В-третьих, свободный обмен позволяет извлечь выгоду из разделения труда и
массового производства.
При отсутствии обмена производственная деятельность была бы ограничена
натуральным хозяйством. Обмен дает возможность осуществлять
производственный процесс как последовательность независимых операций, что
приводит к колоссальному росту производительности труда.
"Отец экономической науки" Адам Смит более 200 лет назад высоко оценивал
преимущества разделения труда. Исследуя деятельность мануфактуры по
изготовлению булавок, Смит заметил, что их производство включало около
восемнадцати операций, выполнявшихся отдельно. При этом дневная выработка
на одного рабочего составляла 4 800 булавок. При отсутствии же
специализации и разделения труда один рабочий вряд ли смог бы произвести
даже 20 булавок в день.
Разделение труда позволяет людям извлекать выгоды из различий в их
способностях и навыках, а работодателям -- распределять задания между
рабочими в соответствии с их квалификацией. Лишь при разделении труда
становится возможным применение сложных, требующих массового производства
технологий, немыслимых в условиях натурального хозяйства.
ПРЕПЯТСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ВРЕДЯТ
Торговля продуктивна, она облегчает сотрудничество людей и увеличивает
производство нужных им товаров. Однако торговый обмен не бесплатен.
Затраты времени, сил и прочих ресурсов, необходимых для поиска партнеров,
ведения переговоров и заключения сделок, называются издержками торговли.
Они ограничивают реализацию преимуществ взаимовыгодной торговли.
Издержки торговли могут быть следствием естественных преград -- океанов,
гор, рек и болот. В этих случаях издержки могут быть сокращены путем
инвестирования в строительство дорог, развитие транспорта и связи.
Однако во многих других случаях высокие издержки торговли порождаются
самим обществом -- существованием налогов, лицензий, тарифов, квот,
государственного регулирования и ценового контроля.
Кем бы они ни были созданы -- природой или людьми -- высокие издержки
торговли снижают ее преимущества.
Очень важную роль в экономике играют посредники, способствующие заключению
сделок и предоставляющие сторонам этого процесса информацию и другие
услуги: агенты по недвижимости, фондовые брокеры, автомобильные дилеры,
рекламные агенты, продавцы магазинов и широкий круг других профессий сферы
бизнеса.
Широко распространено мнение, что посредники не нужны: они ничего не
производят, а лишь увеличивают цену товаров. Однако, ошибочность подобных
взглядов очевидна. Наглядный пример -- посреднические услуги торговца
продовольственными товарами, который делает общение производителей и
потребителей продовольствия более дешевым и удобным и для тех, и для
других. Можно представить себе, сколько времени и усилий понадобилось бы
для приготовления даже одного кулинарного блюда, если бы покупателям
пришлось напрямую иметь дело с фермерами, чтобы купить у них овощей,
фруктов, молока, масла, сыра; отправляться к рыбакам, чтобы договориться о
поставках рыбы, а к владельцу ранчо -- чтобы купить говядину.
Посредники осуществляют все эти контакты вместо потребителей, доставляя и
продавая товары в специально приспособленном для этой цели месте. Услуги
посредников сокращают издержки торговли, позволяя потенциальным
покупателям и продавцам извлекать из торговли еще большую выгоду. Они
увеличивают объем торговли, способствуя тем самым экономическому росту.
ДОХОДЫ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
Национальный доход страны и ее национальный продукт равны и, в сущности,
являются двумя сторонами одной и той же медали: национальный продукт
представляет собой стоимость произведенных товаров и услуг в ценах
покупателя; а национальный доход -- сумму выплат за ресурсы, затраченные
на производство этих товаров плюс то, что остается предпринимателю в
качестве его дохода.
Для примера предположим, что строительная компания, чтобы произвести
продукт -- в данном случае, дом, нанимает рабочих и покупает материалы:
лес, гвозди, кирпичи. При продаже дома его цена служит измерителем
произведенного продукта. В то же время зарплата рабочих, оплата материалов
и то, что остается у строительной компании в качестве ее собственной
прибыли (которая может быть как положительной, так и отрицательной) в
сумме является доходом всех производителей, и в точности равно стоимости

Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Строуп Р., Азбука экономики