Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Строуп Р. - Азбука экономики

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 34
Размер файла: 210 Кб
Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»

точно не знает, какой именно продукт потребители захотят иметь в недалеком
будущем или какая технология поможет свести к минимуму удельные издержки
на единицу продукции. Конкуренция помогает найти ответ на этот вопрос.
Является ли идея, осенившая предпринимателя, столь же гениальной, как идея
создания сети закусочных? Или это лишь очередная фантазия, которая вскоре
окажется пшиком? Предприниматели свободны в выборе новых продуктов или
перспективных технологий -- им нужна лишь поддержка инвесторов. В рыночной
экономике не требуется одобрения со стороны центральных плановых органов,
большинства в парламенте или рыночных конкурентов. Тем не менее,
конкуренция заставляет предпринимателей и поддерживающих их инвесторов
быть расчетливыми; их идеи должны выдержать "проверку реальностью". Если
потребители оценят новаторскую идею так высоко, что это покроет издержки
производства товара или услуги, то процветание и успех нового бизнеса
обеспечены, если же нет -- неминуем крах. Потребители являются
окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса.
Производители, которые хотят выжить в конкурентной среде, не могут
позволить себе благодушия. Продукт, обеспечивающий успех сегодня, может не
выдержать испытания конкуренцией завтра. Чтобы преуспевать на конкурентном
рынке, фирмы должны уметь предвидеть, распознавать и быстро внедрять
плодотворные идеи.
Конкуренция как бы "открывает" тот тип организации и тот размер фирмы,
который минимизирует удельные издержки производства. В отличие от других
экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не
ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции.
Допустима любая форма организации бизнеса: будь то фирма, управляемая
индивидуальным владельцем, партнерство, корпорация, коллективное
предприятие, принадлежащее его работникам, потребительский кооператив,
коммуна или что-либо еще. Для того чтобы иметь успех, необходимо пройти
всего один тест -- на эффективность расходования ресурсов.
То же самое относится и к размеру фирмы. Для некоторых видов продукции
предприятие должно быть достаточно большим, чтобы извлекать все выгоды из
потенциальной экономии от масштаба производства. Если с увеличением
выпуска издержки на единицу продукции падают, мелкие фирмы будут иметь
более высокий уровень издержек и, следовательно, установят более высокие
цены на свою продукцию. Потребители, заинтересованные в получении большего
объема благ за те же деньги, будут стремиться покупать у более крупных
фирм, увеличивая их шансы на выживание. Большинство малых фирм будет
постепенно вытеснено с рынка. Иллюстрацией такого развития производства
могут служить автомобильная и авиастроительная промышленность.
В других случаях более эффективными окажутся малые фирмы, зачастую
организованные в форме личных фирм или партнерств. Там, где потребители
высоко ценят товары и услуги, в которых присутствует индивидуальность
мастера, крупным фирмам, в отличие от их мелких соперников, трудно
рассчитывать на успех в конкурентной борьбе. Это происходит, например, в
юридической и медицинской практике, в торговле произведениями искусства, в
сфере парикмахерских услуг. Благодаря рыночной конкуренции издержки и
потребительский спрос определят оптимальные тип и размер фирмы на каждом
отдельном рынке.
Чтобы крупные компании могли добиться низких издержек, очень важно, чтобы
власти не ограничивали конкуренцию со стороны иностранных производителей и
не препятствовали своим фирмам продавать товары за границу. Для небольших
стран это верно вдвойне. Например, емкость внутреннего рынка такой страны,
как Южная Корея, невелика, и корейские автомобилестроители имели бы
чрезвычайно высокие удельные издержки, если бы не могли продавать машины
за границу. А потребителям в небольших странах пришлось бы платить гораздо
более высокую цену за автомобили, если бы было запрещено приобретать их у
обладающих низкими издержки крупных иностранных компаний.
Иными словами, конкуренция управляет личным корыстным интересом и
заставляет его работать на благо общества. Как отмечал Адам Смит в своем
"Богатстве наций", люди движимы корыстными побуждениями: "Не от
благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить
свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся
не к их гуманности, а к их эгоизму, и говорим им вовсе не о наших нуждах,
а об их выгодах". [Adam Smith, An Inquiry into the Nature and Causes of
the Wealth of Nations, p. 18. Адам Смит, Исследования о природе и причинах
богатства народов, ОГИЗ, Москва, 1935 г., том I, стр. 17.]
В конкурентной среде даже самые алчные в своем стремлении к получению
прибыли вынуждаются служить интересам других и предоставлять потребителям
блага, по крайней мере, равноценные тем, какие может предоставить им
кто-либо еще. Каким бы парадоксальным это ни казалось, своекорыстие
является мощнейшим источником экономического прогресса, если только оно
направляется конкуренцией.
РЫНОК КАПИТАЛА: чтобы рационально использовать свои ресурсы, страна должна
иметь механизм направления капитала в эффективные производства
Потребление является целью любого производства. Однако чаще всего мы можем
увеличивать выпуск потребительских товаров, вначале используя ресурсы для
производства машин, тяжелого оборудования и зданий, а уже затем применяя
этот капитал в производстве желаемых потребительских товаров.
Следовательно, вложение средств в создание и развитие ресурсов длительного
пользования, позволяющих производить еще больше в будущем, являются важным
потенциальным источником экономического роста.
Ресурсы, направляемые на инвестиции, не могут быть непосредственно
использованы в производстве потребительских товаров. Следовательно,
инвестирование требует сбережения отказа от сегодняшнего потребления.
Кто-то -- либо инвестор, либо тот, кто желает предоставить ему свои
средства, -- должен обладать сбережениями, чтобы финансировать капитальные
вложения.
Не все инвестиционные проекты являются прибыльными. Проект увеличит
богатство страны, если прирост продукции, полученный в результате
инвестирования, превысит стоимость самих инвестиций, если нет -- он
неэффективен. Если страна желает реализовать свой потенциал, она должна
иметь в своем распоряжении механизм, способный привлекать сбережения и
направлять их в инвестиционные проекты, преумножающие ее богатство. В
рыночной экономике эту функцию осуществляет рынок капитала.
Этот многообразный по своим формам рынок включает в себя фондовый рынок,
рынки недвижимости и заемных средств. Финансовые институты, такие как
банки, страховые компании, фонды и инвестиционные компании играют на этом
рынке важную роль. Рынок капиталов координирует действия владельцев
сбережений, которые предоставляют свои средства для реализации, с
действиями инвесторов, занятых поисками средств для финансирования

Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Строуп Р., Азбука экономики