Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Строуп Р. - Азбука экономики

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 34
Размер файла: 210 Кб
Страницы: «« « 7   8   9   10   11   12   13   14   15  16   17   18   19   20   21   22   23   24   25  » »»

издержки, не будь у них возможности продавать свою продукцию за границу.
Внутренний рынок для текстильной промышленности в этих странах был бы
слишком мал, чтобы большие фирмы могли работать с низкими затратами. В
условиях же международной торговли текстильные компании этих стран
способны производить и продавать большие объемы продукции, вполне успешно
конкурируя на мировом рынке.
Международная торговля приносит выгоды и потребителям внутри страны,
позволяя им покупать дешевые товары у крупных зарубежных производителей.
Доказательством этого может служить авиастроительная промышленность. При
существующих в этой отрасли огромных издержках проектирования и создания
самолетов, емкость рынка почти всех стран была бы значительно меньше, чем
это необходимо для эффективного производства реактивных лайнеров. Однако
благодаря международной торговле потребители во всем мире имеют
возможность приобретать самолеты у таких крупномасштабных производителей,
как "Боинг" или "Макдоннел-Даглас".
В-третьих, международная торговля способствует конкуренции на внутренних
рынках и позволяет потребителям покупать самые разнообразные товары со
всего мира по разумным ценам.
Конкуренция из-за рубежа помогает внутренним производителям держать ухо
востро, заставляя их улучшать качество своей продукции и удерживать
издержки на низком уровне. К тому же широкий ассортимент товаров из-за
границы предоставляет потребителям гораздо большую свободу выбора.
Недавний опыт автомобильной промышленности Северной Америки служит
вышесказанному хорошей иллюстрацией. Столкнувшись с жесткой конкуренцией
со стороны японских фирм, автомобилестроители "большой тройки"
(Американские автомобильные компании "Дженерал Моторз", "Форд" и
"Крайслер" -- прим. ред.) стали усиленно работать над повышением качества
своих машин. В результате надежность легковых автомобилей и грузовиков,
доступных североамериканским потребителям, включая машины собственного
производства, оказалась более высокой, чем, если бы конкуренции с
иностранными производителями не было.
Когда страны вводят тарифы, квоты, контроль за обменными курсами,
бюрократические меры регулирования импорта или экспорта и другие виды
торговых ограничений, они увеличивают издержки торговли и уменьшают
выгодность обмена. Как отмечал Генри Джордж, эпиграфом из которого мы
начали настоящую главу, торговые ограничения эквивалентны блокаде,
устанавливаемой правительством против своего же собственного народа, и
вред от нее столь же велик, как и от вражеской блокады.
В табл. 4 приводятся данные о торговых ограничениях и экономическом росте
восемнадцати развивающихся стран в 80-е годы -- восьми стран с самыми
низкими торговыми барьерами и десяти -- с самыми высокими. Первые восемь в
течение 80-х годов сократили и до того невысокий уровень импортных
тарифов. В большинстве случаев они воздерживались и от применения контроля
за валютными курсами, так что доходы черного рынка от нелегальной
конверсии валюты либо совсем отсутствовали, либо были очень низкими.
Следствием низких торговых барьеров стал значительный объем международной
торговли по сравнению с другими странами сопоставимого размера, а темп
роста среднедушевого национального дохода в этих странах в среднем
составлял 5% на протяжении 1980 -- 1990 гг.
Теперь обратимся к десятке стран, имевших существенные ограничения внешней
торговли. Ставки импортных тарифов в этих странах были больше 10% и в
среднем в 4 раза выше, чем в государствах с небольшими ограничениями. В
результате контроля за обменными курсами в шести из них (Иране, Бразилии,
Бангладеш, Перу, Аргентине и Сьерра Леоне) плата за конвертацию валюты на
черном рынке была чрезвычайно высока, составляя 50 и более процентов. В
сравнении со странами сопоставимого размера, объем внешней торговли всех
десяти государств был весьма невелик.
ТАБЛИЦА 4.
Экономический рост развивающихся стран с различными торговыми
ограничениями Средняя ставка налога на внешнюю торговлюПлата за
      конвертацию валюты на черном рынке в 1988 г.      на душу населения
      в 1980 -- 90гг.
      19801989
      Страны со слабыми торговыми ограничениями
      Сингапур0.50.204.2
      Гонконг0.00.005.7
      Малайзия7.73.202.6
      Ирландия3.02.522.9
      Тайвань3.62.216.5
      Таиланд6.95.215.8
      Южная Корея4.13.0108.6
      Индонезия2.92.2163.7
      Средний темп роста5.0
      Страны с сильными торговыми ограничениями
      Иран8.514.61030-1.2
      Бразилия10.05.5570.5
      Индия15.521.6143.2
      Перу10.65.0240-2.6
      Бангладеш13.412.13182.0
      Руанда13.3н/д30-2.3
      Аргентина9.57.050-1.7
      Сьерра-Леоне13.311.81406-0.9
      Пакистан15.316.1103.2
      Гана17.311.436-0.4
      Средний темп роста0.0

н/д -- нет данных;
Значительный размер платы за конвертацию валюты на черном рынке
свидетельствует о том, что страна имеет существенно ограничивший
конвертацию валютный контроль.
Источники: World Bank, World Tables, 1991 и World Development Report,
1992; International Monetary Fund, Government Finance Yearbook, 1989 -- 90

В результате валовый внутренний продукт на душу населения в этой группе в
течение 80-х годов остался в среднем неизменным, а в шести из них упал.
Лишь две страны (Индия и Пакистан) смогли достичь темпов роста, не
уступающих показателям стран с небольшими ограничениями на торговлю. Таким
образом, в то время как страны с низкими ограничениями процветали, страны
с высокими ограничениями переживали экономический застой.

Страницы: «« « 7   8   9   10   11   12   13   14   15  16   17   18   19   20   21   22   23   24   25  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Строуп Р., Азбука экономики