Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Строуп Р. - Азбука экономики

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 34
Размер файла: 210 Кб
Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»

самой природы этих благ, установить непосредственную связь между платой за
них и их предоставлением практически невозможно, а, следовательно, у
потребителя отсутствует стимул приобретать их. Их оплатят другие, а он
сможет потреблять их даром.
Возьмем в качестве примера проект по предотвращению наводнений. Если некая
фирма строит дамбу для регулирования стока, трудно или почти невозможно
ограничить ее использование лишь внесшими свою лепту в строительство,
отказав при этом всем остальным. Осознавая это, потенциальные получатели
выгоды обычно не желают покрывать издержки такого проекта, предоставляя
это право "тому парню". В этой ситуации даже самый эффективный проект
может оказаться неосуществимым.
Общество может выиграть, осуществляя потенциально выгодный проект такого
рода через государство. В сущности, именно такую деятельность имел в виду
Адам Смит, когда формулировал свои знаменитые "три функции короны".
Законное право государства -- делать то, что люди в одиночку либо не могут
осилить вообще, либо не в состоянии сделать очень хорошо.
Как определить, является ли правительственный проект действительно
эффективным? Считается, что поддержка большинства делает политическое
действие законным и эффективным. Это может показаться удивительным, но
если проект действительно эффективен, то издержки по его реализации всегда
можно распределить так, что выиграют все избиратели. Рассмотрим, для
примера, выгоды и издержки избирателей, связанные с сооружением дороги:
      ИзбирательПолученные выгодыНалоговые платежи
      Вариант АВариант Б
      Адамс20.005.0012.50
      Браун12.005.007.50
      Грин4.005.002.50
      Джонс2.005.001.25
      Смит2.005.001.25
      Итого$40.00$25.00$25.00

Проект обходится в 25 долл. и приносит избирателям доходы в 40 долл.
Поскольку доходы превышают издержки, проект является выгодным. Если
стоимость проекта распределить между избирателями поровну (вариант А), то
Адамс и Браун выиграют, а Грин, Джонс и Смит проиграют. Ценность проекта
для каждого из этих трех ниже, чем их издержки, равные 5 долл. Если бы
судьба проекта решалась большинством голосов, он был бы отклонен, потому
что последние трое (из пяти) избирателей проголосовали бы против него.
Посмотрим, что произойдет, если издержки распределяются как в варианте 6.
В этом случае Адаме оплачивает половину (12.5 долл.) общей суммы издержек
в 25 долл. в соответствии с его долей (20 долл.) в суммарных доходах (40
долл.); остальные также платят пропорционально получаемым ими доходам. При
таком варианте финансирования издержек все участники проекта оказываются в
выигрыше. Несмотря на то, что проект не набрал бы большинства в случае
равномерного распределения бремени финансирования среди его участников
(вариант А), все они поддержали бы проект, будь налоги начислены
пропорционально доходам каждого (вариант Б).
Этот простой пример иллюстрирует чрезвычайно важный тезис о
демократическом голосовании государственных проектов. Если голосующие
платят за проект пропорционально извлекаемым из него доходам, они все
оказываются в выигрыше в случае эффективности проекта и все проигрывают в
противоположном случае. [Принцип, гласящий, что эффективные проекты
способствуют достижению политического единодушия, был впервые
сформулирован шведским экономистом Кнутом Викселем в 1896 г. (см.
Wicksell, "A New Principle of Just Taxation" in James Gwartney and Richard
Wagner (eds.), Public Choice and Constitutional Economics (Greenwich: JAI
Press, Inc.,1988). Нобелевский лауреат Джеймс Бьюкенен отметил, что именно
эта работа Викселя подтолкнула его к идеям, благодаря которым он
впоследствии занял ведущие позиции в современной теории общественного
выбора (public choice theory).]
Следовательно, при таком способе оплаты издержек любой эффективный проект
будет одобрен подавляющим большинством голосов, что, в свою очередь,
явится лучшим доказательством того, что он эффективен. И наоборот: если
при таком способе оплаты издержек проект не получит поддержки подавляющего
большинства, это -- верное свидетельство его нецелесообразности.
Таким образом, поскольку по-настоящему эффективные проекты, как правило,
одобряются подавляющим большинством граждан, многие экономисты считают,
что средства налогоплательщиков можно было бы тратить с большим толком,
если бы любая государственная программа голосовалась не простым, как ныне,
а квалифицированным большинством голосов.
ГОСУДАРСТВО -- ЗАТЫЧКА НЕ ДЛЯ КАЖДОЙ БОЧКИ
Оно не может быть использовано для исправления всех недостатков общества
Люди склонны считать, что правительство, особенно избранное
демократическим путем, может исправить все недостатки общества.
Государственное вмешательство, по их мнению, в состоянии решить любые
общественные проблемы: помочь бедным, повысить качество медицинского
обслуживания, поднять уровень образования, снизить стоимость жилья и т. д.

Эта точка зрения неверна по двум причинам.
Во-первых, правительство отнюдь не всегда принимает решения в "интересах
общества", что бы ни скрывалось за этим туманным понятием. Во-вторых, оно
отнюдь не всегда в состоянии улучшить дело там, где рыночная экономика не
дает желаемого результата.
Государство -- это всего на всего форма организации общества -- институт
власти, в рамках которого люди коллективно принимают решения и ведут
определенную деятельность. Поэтому нет никакой гарантии, что политика,
одобренная большинством избранных представителей народа, будет
содействовать экономическому прогрессу. Наоборот, есть все основания
опасаться, что всенародно избранные власти могут принимать решения,
подрывающие общественное благосостояние, если большинство избирателей не
сможет самоограничить свои намерения.
Многие ставят знак равенства между политической демократией и рыночной
экономикой. Действительно, большинство стран с рыночной экономикой имеют
демократические политические институты.
Могут быть, однако, и иные варианты. Например, в Гонконге с его динамичной
рыночной экономикой никогда не было демократических выборов: будучи
британской колонией, в течение почти целого века Гонконг находился под
политическим контролем метрополии. В Сингапуре, Южной Корее и Чили --
странах с бурно развивающейся в последние годы рыночной экономикой --
политический режим был в определенные периоды репрессивным и авторитарным.

Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Строуп Р., Азбука экономики