Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Строуп Р. - Азбука экономики

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 34
Размер файла: 210 Кб
Страницы: «« « 17   18   19   20   21   22   23   24   25  26   27   28   29   30   31   32   33   34  »

часто блокируют различные программы, если другие не соглашаются
поддерживать проекты, предоставляющие льготы их избирателям и группам,
которым они покровительствуют. Только безнадежный мечтатель может верить,
что этот политизированный процесс приведет к меньшим потерям, к умножению
богатства и лучшему размещению инвестиций, чем механизм рынка.
Во-вторых, есть все основания полагать, что инвесторы, рискующие своими
деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные
плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор,
если хочет получить прибыль, должен вложить деньги в проект, который
повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и
инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от
последствий этого. В противоположность этому связь между принятием
эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто занимается
централизованным планированием, весьма и весьма слаба: если проект
окажется эффективным, их личный выигрыш, по всей вероятности, будет весьма
скромным, если он приведет к потерям, -- неудача не окажет на них
значительного отрицательного воздействия. Мало того, они могут даже
выигрывать от неудачных проектов, если те сопряжены с предоставлением
субсидий и других льгот политически сильным группам. Поэтому нет никаких
оснований полагать, что центральные плановые органы будут более
эффективно, чем частные инвесторы, выявлять и осуществлять проекты,
улучшающие благосостояние.
В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией.
Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руководители как
частных, так и государственных предприятий с целью получения
правительственных льгот будут предоставлять им искаженную информацию. Они
будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или
может производить) тот вид товаров или услуг, который чрезвычайно ценен
для всего населения, и что если их предприятию дать некоторые средства,
они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное. С другой
стороны, если не дать им средств, рабочие места окажутся потерянными, и
экономика региона потерпит крах. Сотрудники плановых органов, возможно, и
знают, что подобные притязания безосновательны, но могут не обладать
необходимой информацией, чтобы правильно оценить их, особенно в тех
случаях, когда производитель является монополистом.
В-четвертых, не существует способа получения информации, достаточной для
разработки разумного государственного плана. Мы живем в мире динамичных
изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения,
изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют
относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть
не в состоянии поспеть за этими изменениями, а, следовательно, -- не
способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.
Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей
информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и
собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с
изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии
получить, и при том без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.
Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных
особенностей времени и месторасположения -- все это лежит вне ведения
любого планового органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей
необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к
моменту ее поступления. Мнение о том, что отдельное лицо или какой-нибудь
комитет могут располагать и оперировать информацией, достаточной чтобы
принимать правильные плановые экономические решения в нашем быстро
изменяющемся мире, является заблуждением. Координация экономических единиц
слишком сложна для того, чтобы ее осуществлял какой-либо центральный
плановый орган.
Сторонники планирования часто приводят в пример Министерство внешней
торговли и промышленности Японии (MITI). Но успехи MITI сильно
преувеличены, а его промахи игнорируются. MITI пыталось удержать фирмы
"Mazda" и "Honda" от вхождения в автомобильный бизнес, не ожидая, что они
выдержат конкуренцию: Оно пыталось не дать "Sony" производить
транзисторные радиоприемники, защищало те фирмы в судостроительной и
горнодобывающей отраслях, которые отличаются высокими затратами.
Установленные им ограничения на импорт мяса, цитрусовых и других
сельскохозяйственных продуктов вынудили японских потребителей платить за
продукты питания значительно больше, чем в других промышленно развитых
странах. Успех в бизнесе пришел к японцам вопреки, а не благодаря
планированию MITI.
Государственное планирование в Канаде тоже отличается внутренней
непоследовательностью. Правительства провинций субсидируют производителей
табака, одновременно пропагандируя вред курения; выплачивают дотации одним
фермерам, поскольку рыночная цена на зерно не покрывает их издержек
производства, и субсидируют ирригационные проекты, ведущие к увеличению
производства зерна и дальнейшему снижению его цены на рынке; удерживают
цены на молоко на высоком уровне и проводят в жизнь программы по
обеспечению школьников обедами, чтобы сделать дорогое молоко более
доступным; требуют установки более прочных бамперов, чтобы увеличить
надежность автомобилей, тогда как нормы экономии топлива требуют уменьшить
их вес, и т. д.
Наивно думать, что централизованное планирование способствует
экономическому росту. Когда предприятия получают больше средств от
правительства и меньше -- от потребителей, они начинают тратить больше
времени, пытаясь угодить политикам, и меньше, -- чтобы угодить
потребителям. Нетрудно предвидеть, что такая растрата общественных сил
приводит скорее к экономическому упадку, нежели к процветанию.
КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ВЛАСТЯМИ так же важна, как и конкуренция между фирмами
Конкуренция властей между собой и с частными предприятиями заставляет
органы власти лучше служить интересам людей
Конкуренция дисциплинирует. Если частная фирма плохо обслуживает клиентов,
она проигрывает конкурентам, предлагающим лучшие условия. Конкуренция дает
потребителям защиту от высоких цен, плохих товаров и услуг, грубого
поведения персонала. В отношении частного сектора с этим согласны почти
все. Важность конкуренции в государственном секторе, к сожалению, не столь
широко признана.
Система стимулов, воздействующих на государственные учреждения и
предприятия, не очень-то способствует их эффективной деятельности. В
отличие от частных владельцев, директора и управляющие предприятий
государственного сектора редко выигрывают от снижения издержек и улучшения
результатов своей деятельности. Наоборот, предприятие, которое не может

Страницы: «« « 17   18   19   20   21   22   23   24   25  26   27   28   29   30   31   32   33   34  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Строуп Р., Азбука экономики