Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Тоффлер Элвин - Третья волна

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 194
Размер файла: 1315 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»

родителей и детей. - Прим. перев. ); на новой структуре,  которую  можно  бы
назвать  "электронным  коттеджем";  на  радикально   измененных   школах   и
объединениях будущего. Возникающая цивилизация пишет для нас  новые  правила
поведения  и  ведет  нас  за   пределы   стандартизации,   синхронизации   и
централизации, за пределы стремлений к накоплению энергии, денег или власти.
   Эта  новая  цивилизация,  поскольку  она   противостоит   старой,   будет
опрокидывать   бюрократию,   уменьшать   роль   национального   государства,
способствовать росту полуавтономных экономик  постимпериалистического  мира.
Она требует новых, более простых, эффективных и демократичных  правительств.
Это - цивилизация со своим собственным  представлением  о  мире,  со  своими
собственными  способами  использования  времени,  пространства,   логики   и
причинности.
   Но прежде всего, как мы увидим в дальнейшем,  цивилизация  Третьей  волны
начинает стирать  исторически  сложившийся  разрыв  между  производителем  и
потребителем, порождая особую экономику завтрашнего дня, сочетающую  в  себе
оба действующих фактора, - "prosumer" economics (слово "prosumer" образовано
из "producer" - производитель - и "consumer" - потребитель. -  Прим.  перев.
). По этой, а также многим другим причинам,  она  могла  бы  (при  некоторой
разумной помощи с нашей стороны) превратиться в первую - за  весь  известный
нам период истории - истинно человеческую цивилизацию.



   Революционная предпосылка

   Два очевидно контрастных образа будущего характерны сегодня для массового
воображения. Большинство людей, в той мере, в какой  они  вообще  дают  себе
труд  думать  о  будущем,  полагают,  что  мир,  который  они  знают,  будет
сохраняться неопределенно долгое время. Им  очень  трудно  представить  себе
совершенно другой образ жизни даже для самих себя, не говоря уж о том, чтобы
вообразить абсолютно новую цивилизацию. Конечно, они признают,  что  кое-что
меняется. Однако они считают, что сегодняшние изменения  как-нибудь  пройдут
мимо них, и ничто не потрясет  привычную  им  экономическую  и  политическую
структуру. В полной уверенности они  надеются  на  то,  что  будущее  станет
продолжением настоящего.
   Эта прямолинейная система  взглядов  принимает  разные  формы.  На  одном
уровне  она  выражается  в  непроверенных  постулатах,  на   которых   часто
основываются решения бизнесменов, учителей, родителей и политиков. На  более
высоком    уровне    она    выглядит    хорошо    оснащенной    статистикой,
компьютеризированными данными и футурологическим жаргоном. Оба  этих  уровня
сводятся  к  тому,  чтобы  видеть  будущий  мир   как   все   тот   же   мир
индустриализации, мир Второй волны, еще в большей  степени  укоренившийся  и
распространившийся по нашей планете.
   Последние  события  нанесли  сильное  потрясение  такому  не  вызывающему
сомнений  образу  мира.  Когда  заголовки  газет  запестрели  сообщениями  о
кризисе, когда произошли  иранские  события,  подобные  извержению  вулкана,
когда обожествили Мао, когда цены на нефть  стремительно  взлетели  вверх  и
инфляция  стала  неуправляемой,  когда  правительства  оказались   бессильны
остановить терроризм, - тогда стало все более популярным  видеть  события  в
мрачном свете. Таким образом, большие массы людей, находящиеся на постоянной
диете из плохих новостей, фильмов о несчастьях, апокалиптических  библейских
историй, кошмарных сценариев, выпускаемых престижными "мозговыми  центрами",
очевидно, пришли к выводу, что нынешнее общество не может быть спроецировано
в будущее, поскольку будущего вообще нет. Для них Армагеддонлишь  через  несколько  минут.  Земля  стремительно  приближается  к  своему
последнему разрушительному содроганию.
   При поверхностном взгляде эти два видения будущего представляются  весьма
различными. И все же оба  они  сопровождаются  сходными  психологическими  и
политическими эффектами, ибо и то и другое ведет к  параличу  воображения  и
воли.
   Если  общество  завтрашнего  дня  является  просто  увеличенной,  как   в
синераме, версией настоящего, то нам  очень  мало  что  надо  делать,  чтобы
подготовить его. Если же саморазрушение  общества  неизбежно  предопределено
уже в течение нашей жизни, то ничего с этим нельзя поделать. Короче  говоря,
оба  этих  способа  видения  будущего  порождают   отход   от   общественной
деятельности и пассивность. Оба они сковывают нас в состоянии бездействия.
   Однако,  пытаясь  понять,  что  же  с  нами  происходит,  мы  не   должны
ограничиваться   этим   бесхитростным   выбором   между    Армагеддоном    и
Все-тем-же-самым. Имеется много более ясных и конструктивных путей понимания
будущего - путей, которые готовят нас для будущего и, что еще  более  важно,
помогают нам изменить настоящее.
   Эта книга основана на том, что я  называю  "революционной  предпосылкой".
Под этим имеется в виду, что, хотя ближайшие десятилетия будут, по-видимому,
заполнены переворотами, разнообразными бурными событиями  и,  возможно,  еще
более широким распростра---------------------------------------- в христианских представлениях место битвы всех царей  земных  с  полчищами
Антихриста. (Прим. перев. ) нением насилия, - тем не менее мы  не  полностью
разрушим нашу жизнь. Предполагается, что  сильнейшие  перемены,  которые  мы
сейчас переживаем, не хаотичны и случайны; на самом деле они  имеют  четкую,
хорошо различимую структуру. Кроме того, предполагается,  что  эти  перемены
имеют кумулятивный характер, т. е. что они суммируются с  некоей  гигантской
трансформацией в соответствии с тем, как мы живем, трудимся, развлекаемся  и
мыслим, и что нормальное разумное будущее, о котором мы  мечтаем,  возможно.
Короче говоря, то,  что  будет  изложено  ниже,  начинается  с  предпосылки,
согласно которой то, что происходит сегодня,  -  это  глобальная  революция,
дискретный прыжок с точки зрения истории.
   Если  посмотреть  с  другой  стороны,  то  эта  книга   основывается   на
предположении,  что  мы  представляем  собой  последнее   поколение   старой
цивилизации и первое поколение новой. Многое  из  того,  что  кажется  нашим
личным  замешательством,  страхом  и  дезориентацией,  можно  проследить  до
прямого конфликта внутри нас и  внутри  наших  политических  учреждений,  до
конфликта  между  умирающей  цивилизацией  Второй  волны   и   зарождающейся
цивилизацией Третьей волны, которая издает ужасный грохот,  стремясь  занять
место предыдущей цивилизации.
   Когда мы в  конце  концов  осознаем  это,  то  многие  на  первый  взгляд
бессмысленные  явления   вдруг   становятся   постижимыми.   Начинает   ясно
прорисовываться широкая картина перемен. И  вновь  возникает  вероятность  и
возможность деятельности  ради  выживания.  Другими  словами,  революционная
предпосылка высвобождает наш интеллект и нашу волю.


Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тоффлер Элвин, Третья волна