|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 » накладывают на плоскость стены, заставляют его выступать вперед. Можно
сказать, что первый метод более соответствует процессу работы в дереве и в
камне (скульптуры), тогда как второй метод более напоминает лепку в мягком
материале, в глине (пластику в чистом смысле этого слова). Наиболее яркое и
последовательное применение первого метода (метода снимания) демонстрирует
романский стиль. Архитектуру романского стиля характеризует тенденция
сохранить по возможности неприкосновенной и сплошной первоначальную
плоскость стены. Все украшения наружных стен в романской архитектуре
(лизены, арочный фриз, порталы) имеют плоский силуэтный характер; они не
выступают вперед, но словно уходят постепенными уступами в глубину каменной
массы. Именно поэтому здания романского стиля производят такое компактное,
несокрушимо прочное впечатление. Архитектуре Ренессанса свойствен
противоположный метод. Здесь стена образует не переднюю, а заднюю плоскость,
перед которой, на фоне которой пластически лепятся выпуклые формы колонн,
карнизов, порталов, люнет и фризов. Еще дальше в этом разложении и
пластическом взрыхлении стены идут архитекторы барокко. Если в классической
архитектуре плоскость стены проступает сквозь пластические украшения в виде
постоянного фона, то в архитектуре барокко стена как бы совершенно исчезает
в динамике глубоких теней и пластических выступов. Наконец, в готическом
стиле можно наблюдать своеобразное сочетание обоих методов. С одной стороны,
стена готического собора выступает наружу мощными контрфорсами, лепится
пластическим узором множества статуй, фиалов и вимпергов, с другой же
стороны, плоскость стены продырявлена ажурным орнаментом центральной розы,
сквозных башенок, балюстрад, галерей и т. п.
От общего характера обработки стены перейдем к тем принципам, по
которым совершается ее расчленение. Различают два основных способа
архитектурного членения. Первый и более простой способ по образцу музыки и
поэзии называют метрическим членением или рядоположностью. Способ этот
состоит в повторении одинаковых форм на одинаковом расстоянии. Эффект такого
сочетания элементов мы оцениваем по аналогии с функциями нашего собственного
тела -- шагом, дыханием, биением пульса, -- и поэтому рядоположность
элементов кажется нам воплощением порядка, дисциплины, закономерности. По
этой же причине принцип рядоположности столь популярен на ранних,
архаических ступенях развития архитектуры. При этом принцип рядоположности
обычно комбинируется с четным ритмом композиции (в два такта). При всей
своей кажущейся простоте рядоположность элементов способна, однако,
производить самые разнообразные эффекты: она может внушать суровое или
радостное настроение (узкие или широкие интервалы), она может быть насыщена
самой различной степенью динамики -- от спокойного шага вплоть до резкого
прыжка.
Более сложный способ сочетания архитектурных элементов называют
ритмическим членением или группировкой. Этот способ основан не на
координации, а на субординации элементов. Ритмическая группировка
чрезвычайно богата вариантами; принципы ритма позволяют оперировать
повторением сходных, но различных по форме элементов (чередование столбов и
колонн), менять сочетание элементов в одном и том же ритмическом ряду и
пользоваться комбинацией нескольких различно построенных рядов и т. д., до
бесконечности усложняя и сочетания отдельных звеньев, и их соотношение в
группе. При этом принцип группировки очень часто сочетается с нечетным
ритмом композиции (в три такта). Разумеется, ритмическая группировка гораздо
богаче рядоположности, поэтому она является излюбленным средством поздних
утонченных стилей (римская архитектура, поздняя готика, барокко и рококо).
Но она редко достигает того впечатления мощи, величавости, несокрушимого
единства, которое архитектор может извлечь из простого чередования,
элементов.
Простейший вид ритмической группировки -- это симметрия, то есть
расположение элементов композиции вокруг средней оси. Различают
билатеральную симметрию, где одинаковые элементы расположены направо и
налево от средней оси, и радиальную симметрию, где одинаковые формы
расположены во все стороны от центрального пункта (фасад готического
собора). Принципы симметрии заложены в натуре нашего зрения и вместе с тем
являются вообще признаком органической жизни -- не удивительно, что
архитекторы всех времен и стилей высоко ценили симметрию, видя в ней залог
организованной, уравновешенной композиции. Как бы упорно ни стремилась
фантазия архитектора в сторону диссонансов и произвола (это относится,
например, к недавнему прошлому европейской архитектуры), в оформлении
отдельных элементов композиции архитектор неизбежно должен базироваться на
симметрии (окна, двери, опоры, мебель). Разумеется, глаз не всегда требует
абсолютной, математической симметрии в архитектурной композиции -- этому
мешают иногда практические, иногда стилистические соображения (например,
боязнь чрезмерной застылости композиции, стремление подчеркнуть угол за счет
центра), -- но равновесие частей обычно являлось одной из важнейших основ
художественного воздействия архитектуры.
В истории архитектурных стилей можно наблюдать перевес то принципа
рядоположности, то ритмической группировки. Как я уже указывал, архаические
стили более склонны к первому принципу, тогда как стили поздние, развитые и
утонченные предпочитают второй принцип. Хотелось бы сказать также, что
рядоположность более свойственна южной, а ритмическая группировка --
северной архитектуре. Но, разумеется, между этими крайними схемами
композиционного ритма есть очень много переходов и всяких перекрестных
комбинаций. Очень поучительно в этой смысле сравнить композицию
флорентийского и венецианского дворцов в эпоху Ренессанса. Во флорентийском
дворце и внутренние помещения, и окна по фасаду расположены, подобно
колоннаде греческого храма, по принципу строгой рядоположности. Венеция,
напротив, -- это родина ритмической группировки. При этом на примере
развития венецианского дворца чрезвычайно наглядно можно наблюдать эволюцию
от двухтактной, асимметричной группировки, свойственной готике, к
трехтактной симметрии Ренессанса. Знаменитый венецианский дворец Ca d'oro
(Золотой дом) выстроен в 30-х годах XV века. Его фасад имеет
орнаментально-живописный характер и выдержан в полумавританском,
полуготическом стиле, комбинируя стрельчатые арки с пестрыми витыми
колонками и белый мрамор с мозаикой цветных каменных плит. При этом фасад Ca
d'oro расчленен на две асимметричные, но уравновешенные половины, каждая из
которых скомпонована по принципу ритмической группировки: в правой половине
плоскость стены доминирует над пролетами, в левой же -- стена совершенно
растворяется в ажурном узоре аркад. Pallazzo Doria относится ко второй
половине XV века. Дух Ренессанса уже начинает сказываться в некотором
успокоении и упрощении поверхности; но композиция фасада по-прежнему
построена на готическом принципе асимметричной, двухтактной группы. При этом
расчленение фасада вполне согласовано с группировкой внутреннего
Страницы: «« « 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |