Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 119
Размер файла: 869 Кб
Страницы: «« « 102   103   104   105   106   107   108   109   110  111   112   113   114   115   116   117   118   119  »

и свои неудобства.  Вы видите,  что  при внутреннем  делении места постройки
остаются  лишние,  бесполезные  отрезки  пространства,  и,  для  того  чтобы
сгладить  эти   неровности  плана,  вавилонский   архитектор   прибегает   к
оригинальному приему ломаных, уступных наружных стен. Какой своеобразный вид
фасаду  вавилонского  жилого  дома придавали  волнообразные наружные  стены,
показывает попытка реконструкции.
     Не только в архитектуре Древнего Востока, но и в Греции и в Риме и даже
в эпоху средних  веков принципы  группировки пространства находятся на очень
элементарной стадии  развития. Истинный размах, сложное и богатое содержание
эта проблема приобретает только в архитектуре Ренессанса и барокко. При этом
архитектура Ренессанса  столь  же  последовательно  придерживается  принципа
"additio",  насколько  в  архитектуре  барокко  неограниченную  популярность
приобретает  принцип  "divisio". Особенно яркий  пример для  сравнения  дает
история построения собора св.  Петра в Риме. Браманте  задумал план собора в
духе чистого  стиля Ренессанса. Микеланджело, казалось  бы,  незначительными
изменениями  придал этому плану все главные свойства стиля барокко. Какие же
именно изменения  внес Микеланджело в проект  своего  предшественника?  План
Браманте представляет собой греческий крест, вписанный в квадрат, с  главным
куполом, который венчает середину креста, с  четырьмя маленькими  куполами и
четырьмя  шестиугольными пространствами по углам квадрата. На  первый взгляд
может показаться, что Микеланджело не внес никаких существенных изменений  в
проект Браманте: остался  тот же  греческий крест, тот  же  большой купол  с
четырьмя малыми и те же четыре полукруглые апсиды; кажется, что Микеланджело
только усилил массивность стен и столбов. На  самом же  деле Микеланджело  в
корне изменил весь художественный эффект собора. В проекте Браманте  главный
купол  был  только  самой  большой  из  равноценных  частей,  у Микеланджело
центральный  купол  безраздельно  господствует  над  всем  собором.   Проект
Браманте комбинирует множество  равноценных пространств, Микеланджело создал
одно   гигантское   пространство.   Но   результат  обоих   проектов   столь
противоположен  потому, что совершенно различны методы композиции,  которыми
пользуются оба мастера. Браманте культивирует метод "additio" в чистом виде;
композиция   Браманте   развертывается  от  центра  к   периферии:  Браманте
нанизывает одну пространственную ячейку на другую,  складывая из  них  некое
новое  гармоническое целое, причем каждый  элемент этого целого представляет
собой совершенно  самостоятельное  и законченное  пространство. Микеланджело
смело  порывает  с традициями классического  стиля,  последовательно проводя
метод "divisio"; композиция Микеланджело направляется от периферии к центру:
Микеланджело берет за  основу все  пространство  собора и  затем  с  помощью
столбов  и  выступов стен распределяет его направления и делит его на части,
причем  его  составные  элементы  не  имеют  самостоятельного,  законченного
характера, но как бы неуловимо  сливаются,  сплетаются один с другим в общем
потоке пространства. Не удивительно,  что зритель чувствует  себя совершенно
по-разному  в  пространстве  Ренессанса  и  в  пространстве барокко.  Строго
ограниченное пространство Ренессанса внушает ему чувство удивительного покоя
и равновесия  и  вместе  с тем  сознание своей активности  и значительности.
Напротив,   в   пространстве   барокко,   безграничном,   полном   динамики,
таинственной   мощи   и  неожиданных  диссонансов,  зритель  чувствует  себя
пассивным и словно потерянным.
     Тот  же  контраст  в   методах  группировки  пространства,  который  мы
наблюдали  в  сакральном зодчестве,  присущ и  светской архитектуре,  жилому
дому, дворцу, вилле. Но, быть может, в светской архитектуре он не так  резко
бросается  в глаза,  так  как  план  жилого  дома в действительности  всегда
состоит  из  множества  пространственных ячеек,  отделенных  друг  от  друга
стенами и  дверями. Для нас, однако, важно в данном  случае не  то, какова в
действительности группировка пространств в светской архитектуре, а какою она
кажется, какова  идея  ее циркуляционной сети: стремится ли она изолировать,
замкнуть пространства друг от друга или, наоборот, раскрыть их, связать друг
с другом и с окружением. В этом смысле особенно важным фактором циркуляции в
светской архитектуре  является  лестница. Лестница может быть внутренняя или
наружная, но может также служить связующим звеном между внешним и внутренним
пространством. Следует отметить,  что  в полном согласии  с  общим развитием
архитектуры от  наружного  к  внутреннему  пространству более  ранние  стили
оказывают    предпочтение    наружным    лестницам.    Древнейшие    образцы
монументальных, наружных лестниц сохранились во дворцах на острове  Крит,  в
Фесте и Кноссе. Характерно  и для  критских лестниц, и вообще для  лестниц в
античной архитектуре, что  они построены перпендикулярно к  плоскости фасада
(то есть  в большей  мере  принадлежат окружающему  здание пространству, чем
самому  зданию). Следующую  стадию  своего  развития лестница  переживает  в
средневековой  архитектуре.  В  отличие  от  античной   готическая  лестница
направляется   обыкновенно  параллельно  плоскости  стены.   Таким  образом,
лестница  уже  более органически спаяна  с  массой здания  и своим  силуэтом
непосредственно  участвует  в  декоративном  расчленении  фасада.  Однако  и
готическая архитектура, несомненно, тяготеет к наружной лестнице. Даже в тех
случаях,  когда  лестница включена  во внутреннюю  циркуляцию  пространства,
готический архитектор охотно выделяет ее из  общего  силуэта  здания в  виде
особой башни, круглой или полигональной. К тому  же  со  свойственной  эпохе
тенденцией  к  динамике, к вертикальному устремлению  готические архитекторы
особенно  ценят витую лестницу  с очень узким основанием,  резкими, трудными
для  подъема  скачками ступеней  и бесконечными  извивами  спирали,  как  бы
игнорирующими остановки этажей.
     В  архитектуре раннего Ренессанса  еще чувствуются некоторые  пережитки
готики:   во-первых,   лестница   не   свободно  развертывается   в  глубину
пространства, а жмется к стене; во-вторых, лестница раннего Ренессанса часто
начинается снаружи, во дворе дворца.  Все же можно сказать, что именно стиль
Ренессанса  впервые создал тип внутренней лестницы. Ведь дворик итальянского
палаццо  в  эпоху  Ренессанса --  это  внутренний  дворик, замкнутый со всех
сторон,  изолированный от  шума  и  движения  города; к  тому  же  лестница,
начинающаяся на дворе палаццо, обычно  продолжается в его внутренних покоях.
В композиции  лестницы архитекторы Ренессанса последовательно пользуются уже
знакомым  нам методом "additio". Стиль Ренессанса  знает только однорукавную
лестницу,  поэтому она  занимает очень  мало места и не требует специального
вестибюля. Обычно лестница состоит из двух маршей, расположенных под углом в
сто восемьдесят градусов и всегда отделенных друг от  друга сплошной стеной.
В   лестнице  Ренессанса  нет   ни  спешки  готики,  ни  особого   приволья,
свойственного  барокко. Поднимаясь  по такой лестнице, посетитель  чувствует
связь только  с  одним  этажом, он не  знает,  сколь высокий подъем  его еще
ожидает, он не чувствует циркуляции всего пространства дворца.
     Как в  развитии сакрального зодчества, так  же и  в композиции лестницы
Микеланджело  предвещает  возникновение нового стиля, открывает новые  идеи,
новые  методы группировки  пространства.  В  лестнице библиотеки Лауренциана

Страницы: «« « 102   103   104   105   106   107   108   109   110  111   112   113   114   115   116   117   118   119  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Виппер Б., Введение в историческое изучение искусства