|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 » »» шестидесяти метрам), так как невольно воспринимает все элементы фасада
(колонны, окна, статуи) более или менее в их нормальную величину, между тем
как они в действительности почти в три раза превышают привычную норму
(например, вышина окон равняется пяти метрам, толщина колонн почти трем
метрам и т. п.). Обратный же пример -- мастерского использования масштаба
для усиления впечатления -- демонстрирует собор св. Марка в Венеции: его
стены расчленены чуть намеченными, тонко профилированными колоннами,
освещение проникает через множество маленьких окон, дальние пролеты и ниши
разбиваются на ряд мелких ниш или тесно поставленных небольших колонн. В
результате строитель собора св. Марка достигает гораздо более грандиозного
впечатления пространства, несмотря на то что купол собора в три раза меньше
купола римского собора.
Таким образом, следует еще раз подчеркнуть, что в выборе архитектурного
масштаба и в его воздействии очень важную роль играют те привычные,
традиционные представления, которые мы имеем о предмете. Поясню эту мысль
следующим примером: если небольшому водоему фонтана или колодца (скажем,
один метр в диаметре) придать форму, напоминающую чашу, то фонтан покажется
большим, так как форму чаши мы связываем в наших представлениях с маленькими
размерами. Если же чаше (три сантиметра в диаметре) мы дадим форму фонтана,
то она как бы съежится, так как мы ее будем воспринимать в виде уменьшенного
фонтана. С другой стороны, внутренний масштаб здания значительно меняется в
зависимости от того, как здание сконструировано, придан ли ему вид простого
или сложного предмета. Так, например, греческий храм кажется больше, чем он
есть в действительности, так как он состоит из немногих частей, образует
простой, массивный предмет в противоположность многоэтажному дому, имеющему
те же самые размеры.
В общем, в истории архитектуры ясно различаются два типа стилей в их
отношении к масштабу: одни стили (римская архитектура, архитектура барокко)
стремятся усилить эффект отдельных элементов и, увеличивая их масштаб, тем
самым часто ослабляют монументальность целого; другие стили (византийская
архитектура, готика, ранний Ренессанс), напротив, трактуют детали тонко и
мелко, жертвуя ими для монументальности общего впечатления.
При этом надо иметь в виду, что глаз с трудом ориентируется в оценке
величин, которые сильно отличаются друг от друга, необходимо облегчить ему
сравнение с помощью переходов и промежуточных звеньев. Такое значение имеют,
например, арочные фризы романской архитектуры или маленькие фиалы и вимперги
готического собора, создающие переход к его большим башням и фронтонам. С
особенным искусством это постепенное уменьшение масштаба использовано в
турецких мечетях, начиная от гигантской чаши главного купола, через все
меньшие полукупола, ниши и арки к маленьким, изящным колонкам и балюстрадам,
тянущимся у самого пола мечети. Глаз всегда невольно возвращается к самому
маленькому элементу структуры, принимая его за единицу меры. В зависимости
от своей основной задачи архитектор может использовать эту единицу меры, или
последовательно ее увеличивая, или же прибегая к резким скачкам и контрастам
масштаба. Так, например, на богатых и неожиданных контрастах масштаба
основан эффект Новой ратуши в Стокгольме (Остберг): различное распределение
плоскостей на правом и левом крыле, сочетание мелкого узора колоннады с
нависающими над ней тяжелыми стенами, сплошная масса башни, увенчанная
сквозным мелким фонарем,-- этими контрастами архитектор создает впечатление,
словно легкая улыбка озаряет суровую серьезность здания.
Проблема масштаба становится еще более сложной, если принять во
внимание, что произведение архитектуры мы воспринимаем обыкновенно вместе с
его окружением и что наше впечатление от здания может самым радикальным
образом меняться в зависимости от того пли иного соседства, от условий
освещения, от контраста тонов, от направления линий. Вот несколько
простейших примеров, которые показывают, в какой мере характер оптического
впечатления видоизменяется в зависимости от окружения. Не столько формы сами
по себе, сколько их сочетания и взаимоотношения определяют художественное
воздействие архитектуры. Эпоху барокко характеризуют особенно острое чутье
архитектурного ансамбля и богатая комбинация масштабов. Фантазия
архитекторов барокко неисчерпаема в изображении таких форм, которые казались
бы бессмысленными, вызывали бы нестерпимый диссонанс во всяких других
соединениях, кроме того, в которое их поставил архитектор и в котором они
кажутся незаменимыми. Очень важную роль в комбинации архитектуры с
окружением (с точки зрения масштаба) играет так называемый принцип
оптических линий. Один из самых ярких примеров тонко рассчитанной игры
оптических линий являет собой композиция Королевской улицы (rue Royale) в
Париже. В середине XVIII века архитектор Габриель выстроил по сторонам улицы
два симметричных здания (так называемое Garde-meuble), фасады которых
выходят на площадь Согласия. В этой композиции главной задачей архитектора
было именно подчеркнуть монументальную симметрию двух фасадов. Однако спустя
примерно сорок лет, во время Наполеона, возникла идея закончить перспективу
улицы каким-нибудь величественным монументом. Задача крайне трудная, так как
предстояло перенести центр тяжести композиции в глубину, в то же время не
заглушив окончательно декоративный эффект передних фасадов. Архитектор
Виньон блестяще разрешил проблему именно с помощью оптических линий: карнизы
нижних этажей, сужаясь в перспективе, заканчиваются на уровне цоколя церкви
Мадлен, тогда как верхние карнизы боковых зданий сходятся как раз у фронтона
церкви, как бы господствующего над всей композицией. Кроме того, фасад
церкви повторяет колоннаду передних фасадов, но с более простыми и мощными
контрастами света и тени, таким образом, монументальный масштаб переднего
плана продолжается в глубину, вплоть до церкви Мадлен, и оказывается еще
более усиленным в ее грандиозном фасаде.
Заканчивая анализ проблемы масштаба, я хотел бы еще раз подчеркнуть,
какое огромное значение в художественном воздействии архитектуры имеет ее
изобразительный характер, как неуловимо в архитектуре сливаются реальность и
видимость.
Именно на этом смешении действительности с изображением основана
своеобразная романтика масштаба в архитектуре. Эпохам готики и маньеризма по
преимуществу свойственна подобная игра масштабов, когда мотивы
монументальной архитектуры переносят в меньшие масштабы прикладного
искусства. Так, например, готические ящички, сосуды или реликвиары часто
имеют вид миниатюрных построек. Яркий пример дает так называемая рака
Зебальда в Нюрнберге, где монументальные мотивы арок, сводов и фиалов
повторяются в маленьком масштабе. Точно так же шкафы и буфеты эпохи
маньеризма последовательно воспроизводят в миниатюре все конструктивные и
декоративные элементы дворцовых фасадов. Но архитекторы готического стиля
охотно прибегают к романтике масштаба еще и в другом смысле -- повторяя один
и тот же мотив в различном масштабе на одном и том же здании (например,
бесчисленные башенки Миланского собора). Башни, таким образом, теряют свое
Страницы: «« « 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |