Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 119
Размер файла: 869 Кб
Страницы: «« « 98   99   100   101   102   103   104   105   106  107   108   109   110   111   112   113   114   115   116  » »»

практическое  назначение,   перестают  быть  реальностью  и  превращаются  в
некоторую  мнимость,  в изображение. Перед готическим собором  зрителя часто
охватывает  то же  ощущение, какое  испытываешь в горах, где  нет привычного
масштаба  для ориентации в пространстве, -- зритель перестает  верить своему
чутью  расстояний  и  величин  и   как  бы  переносится  в  мир   сказочных,
иррациональных отношений и образов.
     Эта своеобразная романтика масштаба, присущая готике, вытекает из самой
природы архитектуры, из свойственного ей сочетания реальности и изображения.
Напротив, живописи и скульптуре,  которые свободны от практических, реальных
функций   жизни,  которые  исчерпываются   в  изображении,  такое   смешение
масштабов, в общем, чуждо. Поэтому сопоставление фигур различных масштабов в
картине  или  рельефе  встречается главным  образом  в  такие  эпохи,  когда
архитектура  целиком  подчиняет  живопись и  скульптуру  своим  принципам  и
использует их только  как  украшение (египетское, византийское искусство). В
средневековой  мозаике,  например, фигуры, изображенные рядом,  могут  иметь
совершенно различные масштабы; это оказывается возможным потому,  что фигуры
здесь   объединены  не  столько  логикой  действия,   сколько   требованиями
орнаментального ритма.
     Однако наряду с этим  сказочным превращением большого в  малое  история
архитектуры знает и противоположные приемы игры с масштабом.  Так, например,
волюта есть чисто орнаментальный  мотив, изображенный в маленьком масштабе и
в  античном искусстве  применявшийся главным образом для украшения ионийской
капители.  В  эпоху  же  Ренессанса и  барокко  волюта  начинает  все  более
увеличиваться в масштабе, постепенно превращаясь из орнаментального мотива в
архитектурный.  Первая   попытка  применения   волюты  в   крупном  масштабе
принадлежит флорентийскому архитектору Леону Баттиста Альберти (фасад церкви
Сайта  Мария Новелла,  законченный в 1470  году). Правда, здесь волюта имеет
еще  характер  плоского  орнаментального  узора  и  свободна  от  каких-либо
конструктивных  функций.  Архитекторы маньеризма и барокко  идут еще дальше,
придавая волюте совершенно самостоятельную  массивную  форму  и колоссальный
масштаб (церковь Сайта Мария  Салюте в  Венеции).  Эта  тенденция превратить
малое  в большое, стремление из мелкого декоративного мотива создать элемент
монументальной  композиции вообще  очень  характерны  для стиля  барокко.  В
отличие  от  сказочной,  фантастической игры масштабов  в готическом  соборе
тенденцию-барокко хочется назвать натуралистической и рационалистической  --
зритель остается  на  земле,  не  теряет  связи с  реальностью,  но живет на
широкую ногу, его существование, переживания приобретают широту и пышность.
     Проблема  масштаба  теснейшим  образом  связана,  а  иногда  прямо-таки
неотделима от  другой  основной  проблемы  архитектурной  композиции  --  от
проблемы  пропорций.  Во  всей теории  архитектуры  нет  другой проблемы,  к
которой бы  с таким увлечением  и с такой настойчивостью возвращались  мысли
строителей и  исследователей; каждая эпоха с новой  энергией  устремляется к
разрешению  проблемы  пропорций,  надеясь   с  ее   помощью  открыть   тайну
художественного  воздействия архитектуры.  Сколько  раз  уже  казалось,  что
проблема  близка к своему полному  и  окончательному разрешению,  что найден
канон  идеальных  пропорций, и  снова вместе с  эволюцией  вкусов происходит
низвержение старого  идеала и его замена новым каноном. Невольно зарождается
сомнение, не были ли все эти каноны и нормы  красивых, правильных  пропорций
только   гипотезами,  только   выражением  субъективного   вкуса,   невольно
напрашивается вывод, что хотя и существуют  здания с идеальными пропорциями,
но  не  существует  норм  и  законов  для определения  и создания  идеальных
пропорций. С  другой  стороны, не подлежит никакому  сомнению,  что  из всех
изобразительных искусств архитектура наиболее тесно связана с математикой, с
числами  и  мерами, с  геометрической  схемой.  Быть  может, именно  поэтому
архитектуре всегда угрожают две опасности -- или слишком суровое  подчинение
математическим   принципам,   или   полное   от   них   освобождение.  Тайна
гармонических  пропорций,  по-видимому,   лежит   где-то  в  середине  между
абсолютными законами чисел и свободным чутьем интуиции.
     Пропорциями  в архитектуре  мы  называем согласование отдельных  частей
здания между собой и в отношении к целому.
     С  изысканиями античных  теоретиков в  области  архитектурных пропорций
знакомит  нас римский  архитектор  Витрувий, живший  в I  веке  до н.  э.  и
зафиксировавший свои  взгляды в обширном трактате "De archiectura". Из этого
трактата  видно,  какое  огромное  значение  античные  теоретики   придавали
гармоническому  согласованию  отдельных  элементов  композиции,  причем  они
базировались  в своих расчетах на числовом или арифметическом  принципе,  на
так зазываемом модуле.  Модуль -- это единица меры,  принятая для вычисления
отдельных элементов архитектурной  конструкции. Подобно  тому  как  античный
живописец и скульптор калькулировали пропорции человеческого тела, исходя из
вышины  головы как  единицы меры, как  модуля (идеально  пропорционированным
считалось тело, в котором вышина головы повторяется  семь  или восемь  раз),
точно  так же и архитекторы в основу исчисления пропорций клали определенный
модуль, и  именно полудиаметр ствола колонны. Этот модуль (деленный на части
или повторенный  несколько раз) определял не только вышину колонны и размеры
интервала, но также пропорции капители, частей антаблемента и т. п.
     Наряду с модулем античные  архитекторы  очень важное значение придавали
также  принципу аналогии, то  есть  повторению в различных элементах  здания
одной и той же геометрической фигуры, но в различном масштабе, иначе говоря,
принципу  подобных фигур. Бесконечно  может быть разнообразие  архитектурных
форм, но,  по мнению античных теоретиков,  взятые сами по себе архитектурные
формы  не  обладают  полной  эстетической  ценностью, истинно  гармонические
пропорции  вытекают только из повторения основной  фигуры здания во всех его
подразделениях. Так, например, план Парфенона основан на известном отношении
длины к ширине,  которое определяется диагональю четырехугольника и  которое
само по себе не имеет эстетического качества. Гармония Парфенона вытекает из
аналогий,  из  повторения  одних  и тех  же пропорций  в  плане как наружной
колоннады,  так и четырехугольника  целлы  и  ее внутренней  колоннады.  Еще
убедительнее   принцип  аналогии   проявляется   в   плане  так  называемого
Эрехтейона, храма с очень сложной и на первый взгляд совершенно произвольной
композицией,  которая,  однако,   при   ближайшем  рассмотрении  оказывается
построенной  на строгой гармонии элементов (все  три  части здания, казалось
бы,  столь  различные  между  собой,  как  видно из параллельных диагоналей,
представляют собой подобные фигуры). Разумеется, принцип аналогии применялся
не  только в композиции  плана,  но и в расчленении  масс  здания.  Особенно
сложный  пример  принципа аналогии дают Пропилеи  в  Мюнхене,  где диагонали
подобных  фигур  то  идут  параллельно,  то  встречаются  под прямым  углом,
направляются то более отвесно, то более отлого.
     Если в античной архитектуре (и отчасти в  архитектуре  Ренессанса) с их
культом  модуля преобладает  арифметический метод согласования пропорций, то
пропорции   средневековой   архитектуры   основаны   главным    образом   на

Страницы: «« « 98   99   100   101   102   103   104   105   106  107   108   109   110   111   112   113   114   115   116  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Виппер Б., Введение в историческое изучение искусства