Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 119
Размер файла: 869 Кб
Страницы: «« « 90   91   92   93   94   95   96   97   98  99   100   101   102   103   104   105   106   107   108  » »»

постоянно возвращается фантазия европейского архитектора.
     Греческая  архитектура  создала  три   главные  системы  конструктивных
отношений, получившие у  теоретиков  архитектуры название Ордеров (ордер  --
порядок)  -- дорийский,  ионийский и коринфский ордера. Древнейший из них --
дорийский  ордер  --  отличается наиболее массивными формами. Дорийский храм
возвышается на фундаменте, на его постамент (так называемый  стилобат) ведут
высокие ступени, предназначенные для божественного шага,  для  человеческого
же  шага  высечены   более  мелкие  ступени.  Дорийская  колонна,  мощная  и
коренастая, вырастает  без базы, непосредственно  из  поверхности стилобата.
Ствол колонны изборожден каннелюрами с  острыми гранями  (дорийскую  колонну
украшает обычно  двадцать каннелюр). Каннелюры  оживляют поверхность колонны
игрой света и тени и вместе с  тем придают колонне динамическое  устремление
вверх. Ствол дорийской колонны очень сильно  сужается по  направлению  снизу
вверх. Было бы ошибкой, как  это  делают  некоторые теоретики, объяснять это
сильное  сужение  дорийской  каменной колонны  подражанием  ее прототипу  --
древесному   стволу  (в  древнегреческой  колонне   и  ее   предшественнице,
деревянной колонне  микенской  архитектуры, мы  встречаем как  раз  обратное
явление --  сужение  ствола  книзу).  Причина  сужения чисто стилистическая:
косой,  диагональный силуэт  колонны  создает впечатление  гораздо  большего
противодействия тяжести, чем это было бы при совершенно прямых, вертикальных
очертаниях колонны. Мы еще более в этом убедимся, если обратим внимание, что
примерно  на высоте  трети колонны  (или, может  быть, еще правильнее  -- на
уровне глаз стоящего  рядом  с колонной человека) Дорийская колонна образует
некоторое  утолщение  (так  называемый  энтазис).  Если  бы  не  было  этого
утолщения, колонна казалась  бы вогнутой;  напротив,  энтазис придает стволу
колонны  гибкость --  кажется, что колонна  готова  выпрямиться силой  своей
внутренней  энергии. Но почему дорийская колонна утолщается именно  на линии
горизонта,  на  уровне  глаз  стоящего  рядом   с  колонной  человека?  Глаз
воспринимает  ствол  колонны  в   более  резком  сокращении  перспективы  по
сравнению с ее реальным обликом, и поэтому она кажется более активной.
     Подобное  оживление  линий  во  имя  их  оптической  экспрессии  вообще
свойственно греческой архитектуре. Мы увидим в дальнейшем,  что в  греческом
храме, в  сущности, нет  ни одной абсолютно  прямой  линии  (так  называемые
курватуры греческого храма). Вместе с  тем, однако, подчеркивая борьбу опоры
и тяжести, энтазис до некоторой степени отнимает у колонны ее  динамику,  ее
устремление  вверх  и  вносит   настроение  спокойного   равновесия  (покой,
равновесие,  преобладание горизонтальных  направлений  --  черты, опять-таки
очень характерные для греческого зодчества).  Поэтому в  тех стилях, которым
дорога эта  неудержимая  вертикальная тяга,  где  устремление  колонны вверх
подхватывается ребрами арок и  сводов (например, готика), архитекторы обычно
избегают сужения опор.
     Но  продолжим  дальше описание дорийского ордера. Шея дорийской колонны
охвачена тремя или пятью рядами колец (так называемых ремешков). Ее капитель
состоит   из  закругленного  эхина  (в  буквальном  переводе   --  котла)  и
прямоугольной плинты, или абаки. Интересно проследить за эволюцией дорийской
капители. Одна из древнейших  греческих  капителей  найдена в Тиринфе. У нее
массивная  абака,  более  высокая, чем  эхин,  причем эхин,  имеет несколько
вздутую  форму  котла  и от ствола  колонны  его отделяет  глубоко врезанная
выемка.  Дальнейшее  развитие  профиля  капители совершается с поразительной
последовательностью: боковой изгиб эхина постепенно уменьшается, и последний
становится все более  отвесным. У капители Герайона в Олимпии легкое вздутие
контура, но уже нет больше сильного изгиба. Снизу эхин украшен уже не одним,
а тремя кольцами (потом, например в  Парфеноне, их  будет уже пять). Глубоко
вырезанный в горлышке желобок еще сохранился, но  уже не разукрашен  узором.
На  этой переходной  стадии,  когда абака выше  и массивней  эхина  и  когда
вздутие  эхина  лишает капитель  гибкости,  дорийская  колонна оставалась  в
течение почти всего VI  века до н. э. Но в  конце VI века в профиле капители
происходит  важная  перемена:  линия эхина  становится  отвесней,  активней,
вышина эхина и абаки равна. Особенную гибкость и пропорциональность этот вид
капители приобретает в середине V столетия (храм Зевса Олимпийского). Но уже
во второй половине V века развитие идет дальше; в Парфеноне и Тезейоне линия
эхина  становится все отвесней  и вышина  эхина  превосходит вышину абаки. В
храме Афины в Тегее IV века до н. э. контур эхина приобретает характер почти
прямой линии и лишь  у самой абаки -- короткий, быстрый изгиб. С середины IV
столетия мы  наблюдаем, как формы беднеют,  застывают.  Дорийский стиль себя
пережил, он исчерпал  свои творческие силы.  В  противовес  слишком  мягкому
набуханию эхина  --  против  чего  так  упорно  восставали  зодчие  позднего
архаического  периода  --  возникает слишком  жесткая прямая  линия.  Теперь
дорийская  капитель  полностью   потеряла  гибкость,  энергию   опоры;   она
съеживается,  становится  опять  ниже  абаки  и  ее  контур  обозначают  две
короткие, прямые, безжизненные линии.
     Капитель   колонны   является   тем   главным  звеном   опоры,  которое
непосредственно  принимает  на  себя  тяжесть  балок  или   так  называемого
антаблемента. При этом сочетание покоящихся и опирающих частей  здания может
быть  основано  на двух  совершенно  различных  системах  конструкции  -- на
принципе  архитрава (или эпистиля)  и  на принципе  арки и  свода. Греческие
архитекторы прибегали почти исключительно  к  первой  системе -- к  принципу
горизонтального  архитрава. В  дорийском  ордере (или  стиле)  на  капителях
покоятся мощные  балки архитрава; на них опираются поперечные балки, лицевые
плоскости которых украшены так называемыми  триглифами, тогда как промежутки
между  балками  закрыты  продольными  плитами  (так  называемыми  метопами),
которые  обычно  украшены  рельефами.   Это   сочетание  триглифов  и  метоп
называется фризом, и под ним выступает карниз (гейсон). Наконец, треугольник
фронтона,  образуемый двускатной  крышей,  и  три  акротерия  венчают  фасад
дорийского храма.
     Один из основных принципов греческой тектоники заключается в том, что в
верхней части здания число конструктивных элементов значительно увеличено по
сравнению  с  нижней частью  -- тем самым как бы  ослабляется, раздробляется
давление тяжести, которое  приходится  выдерживать  колоннам.  Тем  же самым
целям  служит   и   столь  популярная  в  греческой  сакральной  архитектуре
полихромия, то  есть  раскраска различных  частей  здания. Основной  принцип
греческой полихромии можно  сформулировать  следующим образом.  Все  крупные
части здания, все широкие плоскости, например ступени, колонны, стены целлы,
не  окрашены. Таким образом,  нижняя часть храма  оставлена  белой,  но  все
эффекты полихромии сосредоточены  на мелких элементах здания и в его верхней
части. При этом красной краской  подчеркнуты все  горизонтальные  деления --
выемка  на  шее капители,  верхняя  полоска  эпистиля  и нижняя  поверхность
карниза.   Напротив,  вертикальные  элементы,  например  триглифы,  выделены
темно-синим или черным тоном.
     Таковы  главные  элементы,  составляющие  неизменную систему дорийского

Страницы: «« « 90   91   92   93   94   95   96   97   98  99   100   101   102   103   104   105   106   107   108  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Виппер Б., Введение в историческое изучение искусства