Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 119
Размер файла: 869 Кб
Страницы: «« « 85   86   87   88   89   90   91   92   93  94   95   96   97   98   99   100   101   102   103  » »»

называемого  перистиля  --  открытого  дворика,  со всех сторон  окруженного
колоннадой. Напротив, в полосе умеренного  климата проблема обычно несколько
усложнялась: обитатели стремились зимой  пользоваться южным теплом,  а летом
искали убежища  в  свежести  севера.  Именно  такое распределение  жилищ  по
сезонам часто можно встретить  во французских  дворцах ХVII  и  ХVIII  веков
(Лувр).
     Не только солнце, но и ветер может определять ориентацию здания: хижина
рыбака  прячется  под  укрытие  дюн,  жилища  горцев  лепятся  на южных  или
восточных  склонах  гор. Что же  касается осадков, то  мы уже видели,  какое
радикальное  воздействие  они   оказывают  на  характер   покрытия   здания.
Познакомимся  еще с  некоторыми  вариантами этого  воздействия.  В странах с
очень обильными осадками преобладают  двускатные  крыши, причем в  странах с
особенно бурными, проливными дождями скаты  крыш или делаются очень высокими
и   отвесными,  или   же   сопровождаются  специфическим  изломом,   который
препятствует  соскальзыванию  крышных черепиц (китайской крыши).  По той  же
причине в  северных  странах  башня церкви часто завершается высоким шпилем.
Климатическая,  а  следовательно,  и архитектурная  ситуация  может, однако,
значительно  изменяться  в  странах  с  обильными  снегопадами.  Если  дождю
стремятся предоставить  возможно быстрые стоки, то  снег,  напротив, следует
задерживать,  так как его  резкое  падение может быть  опасно и, кроме того,
снежные  массы предохраняют здание от холода. Поэтому в горных странах жилые
дома  имеют  обычно широкие крыши с пологими  скатами  и иногда  с надломом,
отбрасывающим  снег  далеко от стен дома. Интересно в этом смысле проследить
за  вариацией  куполов  в   русском  церковном  зодчестве:  на  юге   (Киев)
распространены заимствованные у  Византии полукруглые купола; чем  дальше на
север (Псков и Новгород),  в снежные края, тем заметнее становятся  изгиб  и
заострение   купола.  Само  собой   разумеется,  что  климатические  условия
сказываются  и на  профилировании карнизов.  В дождливых местностях  карнизы
обычно  сильно  выступают  вперед,  чтобы  препятствовать стеканию  воды  по
стенам. Особенно остроумно  скомбинирован готический  желоб: верхний  выступ
карниза  разбивает стекающую  воду, под  ним помещена выемка, которая мешает
каплям стекать по стене и заставляет их падать.
     Количество  и форма окон точно так же в значительной степени зависят от
климата. В Голландии, где температура не  бывает  очень низкой, но где редок
солнечный  луч,  окна  занимают  очень  большую  площадь.  В   странах,  где
недостаток света  сочетается с холодной температурой  (скандинавские страны,
Россия),   распространены  двойные  окна,  препятствующие  тяге   воздуха  и
понижению  температуры.  Вместе с  тем величина и  число окон уменьшаются  в
странах, где  обилие снега содействует яркости отраженного света --  во всей
альпийской зоне, от Франции до Черного моря, окна в жилых домах использованы
очень экономно. На юге окна обычно редко размещены, чтобы  воспрепятствовать
проникновению жары в помещение. Интересно сравнить два монументальных здания
эпохи Ренессанса, аналогичных по  своему назначению  -- Лувр в Париже и  так
называемую "Cancelleria" в Риме. В римском дворце окна занимают 12 процентов
всей площади  фасада, в  Лувре же -- 21 процент; вышина  окон  в отношении к
общей вышине здания в Канчеллерии составляет 35, а в Лувре -- 54 процента. В
значительной степени теми же самыми причинами объясняются те перевоплощения,
которые  готический  стиль  испытал  в  разных  странах  Европы.  В  Италии,
например, готика получила очень слабое развитие. Отчасти это объясняется тем
противодействием,  которое  готической  системе  оказали  местные,  античные
традиции, но, быть может, еще более важную роль здесь  сыграли климатические
условия Италии. Стрельчатая арка, составляющая главную конструктивную основу
готического стиля, обладает тем преимуществом, что перекладывает всю тяжесть
сводов  со стен на столбы,  а это, в  свою очередь, позволяет  делать  стены
более  легкими  и  открывать в них  обширные  отверстия  (готические цветные
витражи).   Поэтому   некоторые   французские   капеллы  готического   стиля
представляют  собой совершенно прозрачные,  сквозные  павильоны,  стеклянные
клетки  (Ste   -  Chapelle).  Под  итальянским  небом  не  могла  возникнуть
потребность  в таком  обилии света,  а следовательно,  и стрельчатая арка не
могла завоевать  широкой  популярности:  стены  итальянских церквей в  эпоху
готики  отличаются  массивностью,  окон  немного,  и  они обычно  небольшого
размера;  столбы, подпирающие  своды, расставлены редко --  вместо  динамики
линий, непрерывного  устремления  вверх  получается  спокойное  и  свободное
развертывание пространства в ширину.
     Отмечу,   наконец,   влияние   климата   на   развитие   полихромии   в
архитектуру-Лет сомнения, что применение цветных материалов в  архитектуре и
раскраска  зданий процветают в странах с ярким солнцем, с обилием света,  то
есть  на   юге:   об  этом   свидетельствует,  например,   яркая   раскраска
древнегреческих  храмов,   пестрая  полихромия   арабской   и   мавританской
архитектуры.  Но не забудем и  еще  одного  климатического фактора,  который
столь же способствует развитию полихромии,  как и яркое солнце: в странах, с
обильно  выпадающим  снеголомы  встретимся с  той  же тенденцией  к  пестрой
раскраске здания (Россия, Польша, Швейцария).
     Итак, мы видели, какое влияние на концепцию архитектора могут оказывать
климат  и  природная ситуация.  Однако архитектурную концепцию  определяет в
значительной мере не только строительная площадь,  но и характер примененных
материалов. Каждый  строительный материал -- дерево, камень, железо,  стекло
--  обладает  своим  собственным  языком,  не  только  выглядит  иначе,   но
предъявляет  архитектуре  свои  специфические  требования,  содействует  или
противодействует   поставленной  архитектором  задаче.   Архитектор   должен
считаться  с  этими  естественными качествами  материала и  стремиться к  их
целостному  использованию.  Не  следует,  однако,  чрезмерно  преувеличивать
стилистическое  значение  материала  в  архитектуре.  В  теории  архитектуры
существует направление  (в  начале  XX  века оно было  особенно  популярно),
которое  настаивает на особой  "этике" материала, горячо ратуя за уважение к
естественным  требованиям  материала,  за  его  абсолютную "подлинность". Не
забудем,  что  художественное  воздействие материала  в архитектуре основано
главным  образом на  его  цвете  и на  обработке его  поверхности.  В  руках
архитектора  материал  так  же  дематериализуется,  как  краска  под  кистью
живописца.. Подобно тому как масляная краска, темпера или акварель имеют для
живописца значение прежде всего своими и изобразительными возможностями, так
и  для  архитектора  в материалах  скрыты главным  образом  их оптические  и
осязательные  свойства. Так,  например,  излюбленный  материал  архитекторов
барокко травертин  нисколько  не  уступает  ни  мрамору,  ни  в  особенности
песчанику  в  смысле  прочности, но на  глаз  и  на осязание  его  пористая,
несколько    ноздреватая   поверхность   кажется   лишенной    твердости   и
определенности.  Именно  эта  мнимая  податливость, изменчивость и хрупкость
травертина, а  отнюдь не его  объективная прочность сделали травертин  таким
популярным материалом в  эпоху  барокко.  Не материал создает  архитектурные
стили,  а  стили  истолковывают  по-своему естественные качества  материала.

Страницы: «« « 85   86   87   88   89   90   91   92   93  94   95   96   97   98   99   100   101   102   103  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Виппер Б., Введение в историческое изучение искусства