Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 119
Размер файла: 869 Кб
Страницы: «« « 76   77   78   79   80   81   82   83   84  85   86   87   88   89   90   91   92   93   94  » »»

XIX века  свойственны  две как бы  противоположные тенденции:  1. Восприятие
прошлого как настоящего,  во всей случайности обыденной жизни. 2. Героизация
настоящего, возвышение современной действительности на степень исторического
факта (но уже  без античной  тоги). При этом художников интересует не только
психология героя, но  и  психология человека вообще, обыкновенного смертного
(с  предпочтением момента страдания, пессимизма в оценке  хода  исторических
событий для судьбы личности).
     Следует также особенно подчеркнуть важное значение русской исторической
картины, которая развивалась во второй половине
     XIX   века  как   раз  в   борьбе   с  академизмом,   в  принципиальном
противодействии   его   холодным,   риторическим,   костюмным   композициям.
Достаточно напомнить  о драме исторической личности, как она представлена  у
Репина,  о   трагедии  народного  бунтарства  у   Сурикова  (примеры  широко
известны),  о необычайно остром внимании  к человеку, его психике в  моменты
больших потрясений.
     В  то  же  время  в  исторической  живописи  к  концу XIX века  человек
постепенно  теряет  свое  значение.  В  центре  интересов  художника  теперь
находится  исторический  пейзаж, господствуют бесфабульность, архаизация при
стилизованном декоративизме и эскизности5.


     Приложение I
     ИЗ ПРОСПЕКТА "ВВЕДЕНИЕ"6
     ЖАНРЫ В ЖИВОПИСИ

     Историческая картина.  Ее диапазон. Академизм  и историческая  картина.
Импрессионизм  и   историческая  картина.   Мифологическое  или  поэтическое
восприятие   истории  в  античности.  "Мозаика  Александра".  Средние   века
неблагоприятны для исторической картины  (провиденциализм). "Ковер из Байе".
Миниатюры  Фуке.   Живопись  итальянского   Возрождения.   Новые  завоевания
исторической  науки  в  XVI  веке.  История  народа.   Картоны   Леонардо  и
Микеланджело.   Тициан,  Веронезе,  Тинторетто.  Новый  этап  в  XVII  веке.
Академии, аллегорический подход. Рубенс "Последствия войны". Веласкес "Сдача
Бреды".  Рембрандт  "Заговор  Цивилиса".  XVIII  век.  Вико  и  историческая
закономерность.  Изучение истории культуры.  Тьеполо  --  фресковый  цикл  в
Вюрцбурге. Критицизм  и  полемизм в  исторической картине. Гойя.  Восприятие
прошлого  как настоящего. Возвышение  современной действительности.  Русская
историческая картина. Репин. Суриков. Рябушкин.  Серов. XX век. Разные  пути
исторической картины. Пикассо "Герника", Р. Гуттузо.  Советская историческая
живопись. Дейнека. Кукрыниксы. Ульянов. Лансере.
     Бытовой  жанр.   Взаимоотношения  человека  и  пространства.   Проблема
интерьера.   Античная   "топография".   Средневековая   миниатюра.  Жанр   в
религиозной  картине.  Жанровый  портрет.  Италия,   Нидерланды,   Германия.
Брейгель,  Артсен,  Караваджо.   Особенности   крестьянского,   буржуазного,
аристократического  жанров.  Вермеер,  Ленен.  Испанская живопись.  Жанристы
XVIII века. Черути. Сатирический жанр.  Хогарт, Траверси. Доменико  Тьеполо.
Гойя.  От  Ватто  к Шардену  и  Грезу. Жерико.  Делакруа. Домье. Бидермейер.
Салон. Передвижники. Лейбль. Импрессионисты. Тулуз-Лотрек. Бытовой жанр в XX
веке.  Гуттузо, К.  Баба  и другие. Советская живопись.  Пластов, Яблонская,
Сарьян и другие.
     Портрет.   Автопортрет,    групповой    портрет.   Портрет   заказчика,
"профессиональный" портрет, жанровый портрет.  Проблема сходства в портрете.
Художники, вкладывающие себя в портрет (Рембрандт, Дюрер) и  отрицающие себя
(Гольбейн,  Веласкес).  Фаюмский  портрет.  Нидерландский  портрет.  Италия.
Боттичелли,  Леонардо.  Рафаэль.  Немецкий  портрет. Тициан.  Эль  Греко. Ф.
Гальс. Рембрандт. Веласкес. Портрет XVIII  века. Гисланди. Латур. Английские
портретисты. Гойя, Давид,  Энгр.  Русский портрет.  Дега,  Мунк, Нестеров  и
другие.
     Развитие   пейзажа.  "Одиссеевы   пейзажи".   Китай   VIII--XII  веков.
Средневековая  миниатюра. Ван  Эйк. К. Виц. Интимный и  героический  пейзаж.
Архитектурный  пейзаж.  Пейзаж  без человека. Акварели  Дюрера.  Альтдорфер.
Брейгель и времена года.  Тинторетто и эмоциональный пейзаж.  Эльсгеймер. А.
Карраччи. Пуссен. Лоррен,  Рубенс  и стихийный пейзаж.  Голландский  пейзаж.
Маньяско.  Каналетто  и Гварди. Романтизм  и  пейзаж. Констебль.  А. Иванов.
Барбизонцы.  Русский  пейзаж. Импрессионизм. Ван Гог и  дальнейшее  развитие
пейзажа.
     Натюрморт. История понятия.  "Неприбранная  комната"  Соса. Помпеянский
натюрморт.   Средневековая  миниатюра.   Нидерландская   живопись  XV  века.
Интарсия.  Якопо де  Барбари. Артсен.  Караваджо.  Фламандский, голландский,
французский,  испанский,  итальянский натюрморт XVII  века. Депорт и Шарден.
Гойя. Мане, Ван Гог, Матисс. Гуттузо. Машков и Сарьян.


     Приложение II
     ПРОБЛЕМА СХОДСТВА В ПОРТРЕТЕ 7

     Заказчик  и  художник  редко  бывают  друзьями.  Да и  трудно прийти  к
дружескому согласию,  толкуя на разных языках. Ведь заказчик, особенно  если
он к тому же любитель искусства, никогда не ограничится простым определением
срока, когда  должен быть готов заказ, или  цифрой вознаграждения;  ведь ему
тоже   хочется   принять  участие   в   создании   будущего  художественного
произведения; у него есть любимые настроения, у него есть стена или потолок,
которые он  давно  мечтал вот  так или так  разукрасить.  А  художник просит
только  об  одном:  чтобы не  насиловали  его творческую  волю, чтобы чужие,
неловкие руки не  измяли нежный образ его фантазии, его хрупкую святыню. Где
же  им  столковаться!  Но  нигде  эта рознь,  эта  почти  враждебность  двух
несогласных мировоззрений, нигде она не сказывается так резко, как в области
портрета. Здесь  уже  не  только  художник  оберегает  свою  святыню,  здесь
затронут также интимный  мир заказчика, здесь его достоинство поставлено  на
карту; и разве не вправе он по мере сил это достоинство защищать? И обратно,
может быть, никогда художник не бывает более свободолюбив, более беспощаден,
чем в портрете, когда какой-нибудь телесный  недостаток своей модели, дефект
ее носа  или  форму головы  он обращает  в  материал  для своих красочных  и
линейных экспериментов. Заказчик хочет видеть себя,  видеть запечатленным на
полотне кусочек своей  души, то интимное "я", которое он, может быть, никому
не открывал,  или он ждет, что под магическими  кистями художника его всегда
тусклые глаза заблещут непривычным огнем, его губы станут пунцовей, его  лоб
выше и благородней; или  он  надеется, что в этом портрете, писанном  чужими
руками,  ему  удастся  найти  незнакомые   для  себя  черты;  или  он  хочет
увековечить вместе  с  собой этот любимый  уголок гостиной и  свое  нарядное

Страницы: «« « 76   77   78   79   80   81   82   83   84  85   86   87   88   89   90   91   92   93   94  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Виппер Б., Введение в историческое изучение искусства