|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 » »» Киферу" Ватто, "Петр I" Серова, "Беглецы" Домье, "Похороны крестьянина"
Перова, если мы произвольно изменим направление изображенного в них
движения. В картине Сурикова, например, появляется несвойственный оригиналу
оптимизм. И в любой другой возникает оттенок настроения, на который художник
явно не рассчитывал.
Иными словами, всякая картина развертывается для нас не только в
пространстве, но и во времени. К этой проблеме мы теперь и обратимся: если
мы рассматривали живопись главным образом с точки зрения ее пространственных
ценностей, то теперь попытаемся характеризовать значение времени в концепции
живописца.
Понятие времени, бесспорно, играет огромную роль в жизни современного
человека, в его мировосприятии, в его научном мышлении. Достаточно
вспомнить, что один из крупнейших ученых XX века, Эйнштейн, разработал свою
новую физическую теорию, основываясь на относительности исчисления времени,
и что новый вид искусства из разряда временных искусств -- кино -- был
создан именно в XX веке. Не приходится говорить о том, какое важное место
занимает понятие времени в марксистско-ленинской философии, в методике
диалектического материализма.
"В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не
может двигаться иначе, как в пространстве и во времени" время -- не простые формы явлений, а объективно-реальные формы бытия" Наши представления о пространстве и времени, будучи относительными на каждой
данной ступени человеческого познания, развиваются, приближаясь к абсолютной
истине. Совершенно естественно, что искусство, которое является одной из
форм общественного сознания, способом освоения мира, средством познания
действительности, оперирует прежде всего и в основном объективными формами
существования материи, то есть категориями пространства и времени.
Можно ли вообще говорить о категории времени применительно к
пластическим искусствам, к произведениям скульптуры, живописи и графики?
Обычно принятое деление искусств на пространственные и временные, то есть на
такие, где образы существуют в пространстве и где они следуют друг за другом
во времени, как будто бы полностью выключает время из сферы архитектуры,
скульптуры и живописи как искусств пространственных. Действительно, образы
живописи и скульптуры не меняются, не развиваются во времени, подобно
музыкальной мелодии или ритму танца. Но значит ли это, что пластическим
искусствам совершенно чужды идея и чувство времени, что с ними невозможно
соотносить понятие динамики, ритма и т. п. Само собой разумеется, что это не
так. Пусть образы пластических искусств неподвижны и неизменны, но они
стремятся и способны воплощать совершенно определенные представления
времени, указывать направление и последовательность движений, внушать
переживания темпа и динамики временного потока. Больше того, можно
утверждать, что именно дыхание времени, исходящее от картины или рисунка,
потенция перемены, чувство становления образа или события, раскрытие их в
статической плоскости придают подлинную жизнь образам живописи и графики,
хотя в действительности они неподвижны. Чем сильнее мы ощущаем в картине
(или рисунке, или рельефе) динамику времени, тем глубже и неотвратимей их
эстетическое воздействие (сравним у Дидро: жизнь и движение фигуры -- две
вещи, совершенно различные. Жизнь есть и в фигуре, находящейся в состоянии
покоя. Художники придают слову "движение" свой особый смысл: они говорят о
фигуре, находящейся в состоянии покоя, что "в ней есть движение" -- это
значит, что она готова задвигаться).
Итак, какие же качества времени (и какими средствами) способны
воплощать изобразительные искусства, в первую очередь живопись и графика?
Что касается средств для воплощения временного начала в живописи и графике,
то очевидно, что их следует искать в фактуре и ритме живописной и
графической плоскости, в направлении и темпе линий, в характере мазка, в
свойствах композиции, в контрастах света и тени и т. п. Об этом я сейчас не
буду говорить. Гораздо сложнее вопрос о содержании тех временных образов,
которые доступны живописи и графике,-- иначе говоря, о самом существе
концепции времени в изобразительном искусстве. Именно к этой стороне вопроса
я бы и хотел привлечь внимание.
Здесь мы сразу же наталкиваемся на основное противоречие проблемы. Нет
сомнения, что главным показателем времени в изобразительном искусстве
является движение. Но могут ли живопись и графика, искусства статические по
самой своей природе (холст, стена, плоскость бумаги), изображать движение?
Совершенно очевидно, что это возможно только посредством радикального
компромисса (отмечу мимоходом, что именно эта-то относительность движения в
живописи и привлекает более всего творческую фантазию живописцев). В самом
деле, если картина изображает неподвижное состояние, то ее статическая
структура находится в известном равновесии с реальным содержанием
изображения. Но как только задачей живописца становится изображение
какого-либо процесса движения, так неизбежно возникает противоречие между
неподвижным и неизменным изображением и транзитивным характером
изображенного движения. Противоречие еще более заостряется, когда живописцу
приходится иметь дело с комбинацией нескольких движений, с их различными
темпами и последовательностью. Одним словом, когда картина должна
интерпретировать некое действие, некое событие. В этом случае невольно
напрашивается вопрос, обладает ли живопись достаточными средствами для
воплощения события не только в его пространственных, но и временных
свойствах? Мы знаем, например, что Лессинг это категорически отрицал. В
шестнадцатой главе своего трактата "Лаокоон" Лессинг между прочим пишет:
"Если это верно, что живопись использует совершенно иные средства или знаки,
чем поэзия (первая пользуется телами и красками в пространстве, вторая --
звуками, произносимыми во временной последовательности), то в таком случае
знаки, которые помещены рядом, могут изображать только предметы, находящиеся
рядом, и, напротив,--
__________________
18, с. 181.
знаки, которые следуют один за другим, могут воплощать только следующие
один за другим явления. Иначе говоря, истинное содержание живописи --
видимые тела, и истинное содержание поэзии -- действие". И дальше Лессинг
пишет: "По своим композиционным принципам живопись способна использовать
только один момент действия, и поэтому она должна избрать момент наиболее
ясный, из которого всего легче понять прошедшее и последующее". Родственные
мысли высказывает Дидро: художник располагает только одним мгновением и не
имеет права объединять два мгновения, как и два действия. Только при
некоторых обстоятельствах возможно, не идя вразрез с истиной, напомнить
предшествующее мгновение или дать предчувствовать последующее.
Страницы: «« « 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |