|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 » »» Самый яркий контраст европейскому восприятию мы находим в искусстве
Дальнего Востока, в китайской и японской живописи. Я уже не говорю о
своеобразных внешних признаках, так радикально отличающих китайскую и
японскую живопись от европейской. Начиная с основы и материала -- китайские
и японские живописцы охотнее всего пишут на шелке и бумаге прозрачной
акварелью или мягкой легкой тушью -- и кончая самим форматом картины (там
приняты особые перемещаемые форматы, ширмы, веера, длинные свитки --
"макимоно", "какемоно", развертывающиеся сверху вниз или справа налево, без
рамы, только узкий бордюр с двух сторон),- во всех приемах работы, в каждом
элементе техники эта живопись предъявляет к зрителю совершенно другие
эстетические требования, чем европейская картина.
Присмотримся внимательнее именно к концепции пространства в
дальневосточной живописи. Японская картина изображает придворных в широких
одеждах, вышитых золотом и серебром; при лунном свете они внимают звукам
флейты. Но как представляется фантазии японского живописца эта сценка
придворной жизни? Прежде всего, совершенно отсутствует лепка формы
светотенью, есть только мягкие взмахи линий и переливы легких красочных
силуэтов. Рядом с телесной, пластической живописью европейцев образы
японского свитка кажутся неуловимыми и расплывчатыми, подобно сновидениям;
вещи и пространство как бы растворяются в пустотах и паузах. Кроме того, в
отличие от привычного для европейца восприятия здесь пространство изображено
не спереди, а сверху. Если европейский живописец, желая показать
внутренность комнаты, как бы снимает переднюю стену, то японский живописец
снимав крышу и потолок. Зритель словно сверху заглядывает в комнату и сквозь
потолочные балки видит пол, спины и затылки участников концерта.
Возьмем другой пример -- китайскую картину, изображающую празднества в
честь поэта Ли Тайбо. И здесь также живописец обходится совершенно без лепки
предметов, без света и тени, показывая положение фигур в пространстве
исключительно ритмом линий, отношением тонов и переливами воздушной дымки. И
здесь художник воспринимает пространство сверху вниз. Поэтому поверхность
земли кажется поднимающейся почти отвесно, горизонт отсутствует, и на
дальнем плане пейзаж как бы исчезает в тумане бесконечности. К тому же
уходящие в глубину линии не сходятся в одной точке, а так и остаются
параллельными, тогда как фигуры словно слегка уменьшаются в масштабе по мере
приближения к нижней раме.
Как объяснить такое своеобразное восприятие пространства, столь чуждое
европейцу? Подобное изображение пространства иногда называют обратной
перспективой. Однако это вряд ли правильно. Такое название было бы применимо
к живописи, если бы она развертывала пространство не спереди назад, а задом
наперед. На самом же деле эта своеобразная концепция пространства имеет
совершенно иной смысл. Мы обычно делим пространство на близкий и на дальний
план; для китайского живописца все элементы пейзажа находятся одинаково
далеко или близко, он как бы витает над миром. Европейский живописец
воспринимает пространство спереди назад, китайский же живописец -- сверху
вниз. Философски эту точку зрения можно было бы истолковать следующим
образом. Европеец привык рассматривать картину как бы со стороны,
противопоставляя себя изображенному миру. Китаец словно перемещает себя в
изображение, делается участником этого изображения, сливается с его ритмом.
Здесь и технический прием соответствует мировосприятию. Когда европейский
живописец пишет картину, он ставит ее перед собой на мольберт и как бы
сквозь картину смотрит в глубину пространства. Китайский же живописец во
время работы (и китайский зритель, со своей стороны) развертывает свиток на
полу и смотрит на него сверху вниз.
Впрочем, и в самой Европе мы знаем периоды, когда восприятие
пространства в живописи было построено на основах, можно сказать, прямо
противоположных центральной перспективе. Такое "антипространственное", с
нашей точки зрения, восприятие натуры свойственно, например,
раннесредневековому искусству. Его принципы намечаются уже в период раннего
христианства, своего же полного расцвета они достигают в эпоху романского
стиля и в Византии, а в эпоху готики начинают перевоплощаться под
воздействием нового мировосприятия, идущего из Италии.
Уже в миниатюрах, относящихся к раннему периоду христианства, наряду с
приемами, заимствованными у античной живописи, мы находим своеобразные
приемы композиции, как бы отрицающие оптическое единство пространства,
например изображение в одном пространстве событий, происходящих в разное
время и в разных местах, или же отсутствие общего масштаба для изображенных
фигур. Иллюстрацией может служить свиток из Ватиканской библиотеки. Рассказ
ведется в виде непрерывного чередования эпизодов, причем главный герой
повторяется в каждой сцене рассказа и изображен в другом масштабе, чем
остальные фигуры, трактованные в виде абстрактного, схематического фона.
Другой пример -- миниатюра из так называемого "Россанского красного
кодекса", изображающая Христа и Варраву перед Пилатом. Миниатюра словно
разбивается на две совершенно независимые части -- верхнюю и нижнюю, но в то
же время взгляд палача, обращенный к Пилату, явно свидетельствует, что вся
нижняя группа задумана как бы находящейся перед Пилатом (на это указывает и
стол, который изображен так, словно зритель видит его сверху).
Если мы сравним эти два примера, то сразу бросится в глаза их
принципиальное отличие. В первом изображении, отражающем еще сильное влияние
античной концепции, главный герой выделен на переднем плане и пространство
развертывается спереди в глубину, тогда как во второй миниатюре главный
центр изображения находится наверху и пространство развертывается, так
сказать, сверху вниз. Таким образом, уже здесь, в миниатюре VI века,
появляются в зародыше принципы того своеобразного восприятия мира, которое
своего полного развития достигает в эпоху романского стиля. Его сущность
можно формулировать следующим образом. Композиция изображения строится не на
оптической, а на чисто мыслительной, символической связи. Элементы
изображения сопоставляются не по своим конкретным, пространственным или
временным признакам, но, с одной стороны, по их духовным и символическим
соотношениям, по принципам религиозной или космической иерархии, а с другой
стороны, по требованиям орнаментального ритма. Верх и низ в средневековом
изображении означают не пространственные категории, а лишь
символически-орнаментальные созвучия.
Ярким примером может служить миниатюра из евангелиара X века,
изображающая "Въезд Христа в Иерусалим", где апостолы и верующие,
расстилающие свои одежды по пути Христа, изображены ниже Христа и потому
должны поднимать свои плащи над головами. Это символически-орнаментальное
распределение композиции, этот прием "считывания" изображения сверху вниз
настолько прочно внедрился тогда в сознание, что и много позднее, в живописи
итальянского Ренессанса, мы находим его своеобразные пережитки (Кривелли).
Само собой разумеется, что при подобной композиции пространства рама
Страницы: «« « 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |