|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 » »» плоскостей и предметов. Но эта условность необходима: живопись без линий,
что организм без тела, без остова. Энгр говорил ученикам: "Даже у дыма есть
форма, есть линейный рисунок".
В течение многих веков именно линейно-силуэтный рисунок (линия и
плоское пятно) был основой живописи. Таковы самые древние изображения на
стенах пещер во Франции -- силуэтные пятна животных из эпохи каменного века.
Такова декоративная роспись античных ваз, таковы цветные стекла готического
собора, таковы миниатюры средневековых рукописей, и такие же плоскостные,
линейные приемы изображения свойственны византийской и русской иконописи. В
новейшей живописи можно найти также немало приемов подобной
декоративно-плоскостной трактовки изображения. На линии и силуэте построено
воздействие декоративных панно швейцарского живописца Ходлера, к линии и
красочному пятну тяготеет живопись Гогена и Матисса. Вообще всюду, где
современный живописец ставит своей задачей декоративную стилизацию и
вдохновляется образами архаического или народного искусства, он стремится
реабилитировать линию, контур, красочный силуэт.
Во всех этих случаях главное художественное воздействие покоится на
простом контрасте между фигурами и плоским фоном: в греческой вазовой
живописи фигуры выделяются на красном, белом или черном фоне, в
средневековой мозаике или алтарной картине -- на золотом или синем фоне.
Таким образом, создается своего рода абстракция от реальной
действительности, фигуры живут словно в каком-то символическом пространстве.
Особенно велика абстрактно-символическая сила у золотого фона -- своим
блеском и таинственным мерцанием он из плоскости как бы обращается в
бесконечность. Было бы ошибкой, однако, оценивать плоскостный, силуэтный
способ изображения только как примитивный, только как результат неумения или
неправильного восприятия натуры. Контраст между линейно-плоскостным и
пространственным восприятием и изображением мира объясняется тем, что они
основаны на совершенно различных предпосылках. Линейно-плоскостной стиль в
живописи более свойствен эпохам с авторитарностью культур, основанных на
полном подчинении деспотической власти, на коллективных, безличных принципах
общежития. Наиболее ярко выраженные периоды такой авторитарно-коллективной
культуры мы встречаем в архаической Греции и в эпоху раннего средневековья,
и именно этим периодам в истории европейской культуры свойственны наивысшие
достижения в области линейно-плоскостного стиля. В свою очередь, из тех же
предпосылок тоталитарно-коллективной культуры естественно вытекает, что
живопись в эти периоды прежде всего стремится к подчинению общему ансамблю,
к выполнению декоративных, прикладных функций, к украшению архитектуры,
предметов культа и быта. Характерно, что эти эпохи не знают станковой
картины, самостоятельного, в себе законченного изображения. Напротив,
чрезвычайный расцвет переживают техники прикладной живописи, главной задачей
которой является не изображение, а украшение -- мозаика, ковер, эмаль,
витраж. Всем этим техникам свойственно, во-первых, что они принадлежат не
столько индивидуальному миру зрителя, сколько некоей коллективной общности,
являются неотъемлемыми элементами общего декоративного ансамбля, и,
во-вторых, что они не столько изображают действительность, сколько ее
преображают, сообщая реальным предметам некую новую, иррациональную материю.
Присмотримся ближе к некоторым свойствам этих техник -- например к
контрасту между ковром (гобеленом) и живописью на стекле (витражом).
Изображения на коврах (особенно в пору их расцвета -- на восточных,
персидских, а также европейских коврах в эпоху готики) имеют обычно чисто
линейный и плоскостный характер. При этом особенностью ковровых изображений,
навеянной материалом и техникой, является, с одной стороны, острый,
угловатый, граненый рисунок и с другой -- мягкий, бледный, заглушенный
колорит. На этом своеобразном стилистическом противоречии основано главное
очарование готического гобелена, как нельзя более соответствующее самому
назначению ковра: ковер принадлежит стене или ее заменяет, образуя четкую
границу пространства; и вместе с тем от прикосновения руки или порыва ветра
ковер приходит в движение, колеблется, волнуется, образуя складки,
превращается в подвижное, волнующееся, витающее изображение, своего рода
мираж.
Живопись на стекле тоже требует плоскостного,
декоративно-стилизованного рисунка. Но ее художественный эффект совершенно
другой. Пестрые окна церквей известны уже с IV века, но это был еще чистый
орнамент. Фигурные композиции появились только с конца X века на родине
готики, в Северной Франции. К числу древнейших образцов относятся витражи в
Аугсбурге (конец XI века) и замечательные, огромные окна на западном фасаде
шартрского собора (1160). Расцвет витража происходит в XIII веке во Франции,
когда готика как бы лишает стену опорных функций, вынимает ее и заменяет
окнами между огромными столбами.
Техника живописи на стекле, сложившаяся тогда, осталась почти
неизменной, с той лишь разницей, что в старые времена художники сами
изготовляли красочные стекла, а теперь получают их готовыми. Процесс
изготовления красочного витража проходит следующим образом. Сначала художник
делает точный, детально разработанный набросок композиции (картон) в размер
окна. По этому картону устанавливают главные линии композиции, которые будут
впоследствии проложены и скреплены свинцовой проволокой, и по отмеченным
границам вырезают куски стекла разного цвета. Их складывают затем на
стеклянной подставке против света, и художник расписывает их особой
прозрачной краской буроватого тона -- сначала наносит главные контуры
рисунка, а потом легко моделирует формы, штрихует, выцарапывает линии. В
заключение витраж подвергается плавлению и стеклянные куски вставляются в
свинцовую оправу. Сначала в витражах применялись лишь немногие тона
(коричневый, желтый, красный), и до конца XI века композиции имели главным
образом орнаментальный характер, фигурные группы выполнялись в небольшом
масштабе и вставлялись в медальоны различной формы. Постепенно палитра все
обогащается, фигуры увеличиваются, медальоны исчезают, появляются округло
моделированные фигуры (вместо линейно-плоскостного стиля складывается
пластически-пространственный), и витраж уже может соревноваться с алтарной
или станковой картиной.
Глубокое и возвышенное воздействие готического витража особенно
сказывается вечером, когда пространство собора погружено в сумерки, а
цветные стекла горят, освещаясь лучами заходящего солнца. Готический витраж
подобен в своем назначении и стилистическом эффекте гобелену и в то же время
от него глубоко отличен. Подобен потому, что и готическое цветное окно
заменяет собой каменную стену, является как бы витающей в воздухе границей
пространства; подобен и потому еще, что эффект цветного витража постоянно
меняется в зависимости от движения света, падающего сквозь стекло. Огромное
же отличие заключается в том, что колорит ковра построен на мягких,
Страницы: «« « 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |