Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 119
Размер файла: 869 Кб
Страницы: «« « 59   60   61   62   63   64   65   66   67  68   69   70   71   72   73   74   75   76   77  » »»

значительном преобладании  вышины  над  шириной композиция опять приобретает
динамику, сильную тягу, но на этот раз вверх или  вниз; такой  узкий  формат
был особенно по душе  художникам аристократическим, декоративным  (Кривелли)
или  настроенным  мистически  (маньеристы,  Греко),  стремящимся   воплотить
определенные эмоции, настроения.
     Конечно,  непреложных  законов формата нет, но есть уловимые тенденции,
язык формата.
     Для иллюстрации  этих  потенциальных  стилистических  свойств различных
форматов  возьмем  несколько  конкретных примеров, которые, однако, вместе с
тем  свидетельствуют, что всякие  абсолютные схемы в  искусстве неприменимы,
что  стилистические  законы  создаются  художниками,  а не  для  художников.
Возьмем,  к  примеру,  тему  "положение  во  гроб"  и  рассмотрим,  как  она
преломлялась в фантазии нескольких выдающихся итальянских живописцев.  Когда
молодой   Рафаэль   со  своей  родины,  из  тихой   Умбрии,  где   живописцы
культивировали  главным образом  лирические,  созерцательные темы,  попал во
Флоренцию   и  сразу  окунулся  в  ее  бурную,  полную  напряженных  исканий
художественную  жизнь,  ему  тоже  захотелось  разработать  драматическую  и
героическую концепцию в духе тех, какие  увлекали тогда великих флорентийцев
-- Леонардо  и  Микеланджело. И вот под  влиянием новой  среды Рафаэль пишет
"Несение  тела  Христа",  стремясь   вложить  в  свою  композицию  страстный
драматизм и бурную динамику.  Однако этот  первый  опыт  молодого  Рафаэля в
области  героической  композиции  нельзя  назвать  вполне удавшимся:  поиски
динамики приводят  скорее  к нагромождению мотивов, драматизм вырождается  в
суматоху. Где  же  причина неудачи? Несомненно,  что одна  из  них, и, может
быть, самая главная,  заключается  в неправильном  выборе  формата.  Рафаэль
выбрал для  своей  картины квадратный формат  и тем самым в  корне затруднил
возможность  активного,  динамического  развертывания  композиции:  движение
неизбежно  останавливается,  застывает,  замыкается,  так  как  ни  одно  из
направлений не  получает  перевеса. Сравнение  с композициями других великих
мастеров, трактовавших ту же самую тему, ясно  показывает, в чем заключалась
ошибка  молодого Рафаэля. Так, например, Тициан, для  того чтобы подчеркнуть
тяжелый,  волочащийся  ритм   трагической  процессии,  выбирает  для  своего
"Положения во гроб" горизонтально  вытянутый  формат. Напротив,  большинство
мастеров  барокко  (Караваджо, Рубенс) оказывают предпочтение  вертикальному
формату, который позволяет выделить торжественность,  величавость момента  и
воплотить  движение  сверху  вниз --  снятие  с креста или  опускание тела в
могилу.
     Уже этот ряд  примеров ясно показывает, что выбор формата подсказан  не
столько темой  как таковой,  сколько  тем  специфическим  ее  истолкованием,
которое  зарождается  в   фантазии   художника.  Еще  убедительнее  об  этом
свидетельствует  различная  трактовка  одной и той  же  темы  ("Положение во
гроб") одним и тем же художником. Под конец своей деятельности, под влиянием
произведений Савонаролы,  Боттичелли отказывается от мифологических тем и от
хрупкой,  грациозной игры линий  и развертывает в  своих  композициях образы
глубокого,  потрясающего трагизма. К  наиболее  волнующим композициям  этого
периода  относятся  две картины,  изображающие  положение  во  гроб (одна  в
Мюнхене, другая в Милане). Для первой композиции Боттичелли  выбирает низкий
поперечный формат, распростертый,  давящий характер которого еще усиливается
массивным  навесом скалы и  темным  зиянием  пещеры. Такой  же  подавленный,
стелющийся ритм выдержан и в распределении  фигур --  в кривой запрокинутого
тела  Христа,  в  склонившихся  к  земле  фигурах  святых  дев,  в  обмороке
богоматери  и  наклоненных  головах  апостолов. В  этой  картине  Боттичелли
повествует  о  скорби и отчаянии  в  их различных стадиях  и  индивидуальных
переживаниях. Но в  том же самом  году Боттичелли пишет второе "Положение во
гроб",  на этот раз  исходя  из совершенно иной концепции темы.  Теперь  его
задача  не столько повествовательная, сколько экспрессивно-символическая. Он
хочет  как бы  связать  все  фигуры композиции  в  одно  неделимое  духовное
существо и воплотить их вопль отчаяния и страдания в непрерывном ритмическом
потоке линий. Если в этой новой композиции есть тяжесть падения и смерти, то
через  жест и взгляд Иосифа Аримафейского в  ней выражено  и противоположное
направление -- тяга  ввысь,  устремление к небу. И  для осуществления  такой
задачи, естественно, подходящим был вертикальный формат.
     Таким образом,  можно сказать,  что  формат  обладает  не  только своим
определенным декоративным  ритмом, но  и  определенным эмоциональным  тоном.
Поперечный формат давит, принижает, вносит оттенок грусти, пессимизма, может
быть,  даже отчаяния.  Милле сначала задумал свою композицию "Собирательница
колосьев"  в  высоком  формате, но  очень  скоро  почувствовал,  что  только
поперечный формат  способен содействовать нужному  настроению  --  атмосфере
одиночества,  бедности, тяжелого физического труда.  Напротив,  вертикальный
формат  настраивает  бодро,  радостно,  внушает  зрителю  чувство  духовного
освобождения и возвышенных устремлений. Только в вертикальном формате Тициан
мог  создать  сияющий  и  ликующе-торжественный  полет  богоматери  в  своей
знаменитой  "Assunta"  ("Вознесение").  Но также и  квадратный  или  круглый
формат  обладает  своим  специфическим  эмоциональным тоном,  который  можно
определить  как  покой,   сосредоточение,  глубокую  концентрацию  чувств  и
помыслов.  Именно  эта  эмоциональная  концентрация,  заложенная  в  круглом
формате (tondo), а также крайняя сложность в заполнении фигурной композицией
сделали   этот  формат   столь   привлекательным  для   некоторых   мастеров
итальянского Ренессанса (особенно Боттичелли, Рафаэля и Микеланджело). Какую
сложную  сеть  эмоций  сплетает  Боттичелли   в  своих  знаменитых  тондо  с
изображением  мадонны,  показывает  его  картина, называющаяся "Magnificat".
Здесь  центр  картины  свободен  и  движения  фигур концентрическими кругами
опоясывают  его  и устремляются  к нему. Погруженная в  размышления  мадонна
пишет слова хорала в книгу, которую держит один ангел, и при этом пользуется
чернильницей, которую  держит другой ангел. Обратим внимание, как сплетаются
прикосновения  рук как взгляды  связывают  фигуры, в то  же  время нигде  не
встречаясь. Младенец Христос  смотрит па богоматерь, богоматерь -- на книгу,
на  книгу  же  смотрит один из  ангелов, тогда как другой  ангел  смотрит на
третьего,  а  третий  --  опять  на  богоматерь.   Получается  перекрестная,
магическая сеть эмоций, из которой нельзя вырваться.
     Характерно, что  квадрат и тондо представляют наиболее редкие, наиболее
исключительные виды  формата,  только очень немногие периоды и  направления,
склонные  в  той  или  иной  форме  к   классическим  тенденциям,  с  охотой
культивировали  эти  виды  формата.  В эпоху  Ренессанса,  например, круглый
формат  можно  встретить  почти только  во Флоренции  и  в Риме,  тогда  как
венецианские  живописцы относились к  нему  так  же отрицательно,  как  и  к
квадрату. По мере же того, как идеи Ренессанса  теряют свою  популярность, и
тондо уступает  свое место новому  виду  формата  -- овалу, с конца XVI и до
середины XVIII  века  овал  является  одним из  самых  излюбленных  форматов
европейской  живописи.  Это вполне понятно. Для жаждущих динамики художников

Страницы: «« « 59   60   61   62   63   64   65   66   67  68   69   70   71   72   73   74   75   76   77  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Виппер Б., Введение в историческое изучение искусства