|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 » »» переживать несколько объектов сознания. Опыт же учит нас, что мы можем
одновременно воспринимать зрительные и слуховые впечатления, способны
одновременно говорить об одном и думать о другом и т. д. Такая же
одновременность разного, бесспорно, присуща и объективному времени. Все это
означает, что у времени есть не только протяженность, но и "объем", или,
выражаясь иначе, время развертывается по меньшей мере в двух измерениях.
Именно это сознание многомерности времени и отличает искусство барокко от
искусства Ренессанса. В первый момент такое противопоставление может
показаться неубедительным. Ведь я только что характеризовал концепцию
классического искусства как единовременную, то есть основанную на некотором
разрезе временного объема. Однако если мы сравним единовременность
Ренессанса и барокко, то заметим, что в картинах Высокого Ренессанса речь
всегда идет только об одном событии и о полном единообразии всех составных
элементов этого события (например, мимика всех апостолов в "Тайной вечере"
Леонардо концентрируется только на словах, произнесенных Христом), напротив,
барочная картина часто изображает одновременность нескольких различных
событий и переживаний.
Особенно яркие примеры в этом смысле дает творчество Тинторетто,
например картина из цикла, посвященного св. Марку, в галерее Брера. В
отличие от художников классического стиля Тинторетто охотно избирает сложные
сюжеты и стремится сделать их еще более сложными. В то время как в подземной
крипте отыскивают тело святого, вынимая из саркофага один труп за другим,
является сам святой, чтобы указать, где находятся его останки, и при его
появлении злой дух покидает бесноватого. Своды крипты убегают в резком
сокращении перспективы; фигура святого, вырастающая из угла, острый ракурс
трупа на переднем плане, судороги бесноватого, испуг свидетелей события --
все наполняет картину чуждой Ренессансу стремительностью. Самое же главное
завоевание Тинторетто заключается в том, что он осмеливается в одно и то же
время изобразить целую вереницу событий, которые, перекликаясь между собой,
еще усиливают стремительность темпа. Если средневековый живописец изображал
в одной картине разновременные события, если живописец Высокого Ренессанса
во имя единства места и действия ограничивался одним событием, то Тинторетто
стремится зафиксировать в картине одновременность разных событий.
Еще ярче этот прием воплощен в "Тайной вечере", которую Тинторетто
написал для церкви Сан Тровазо. Невольно напрашивается сравнение с "Тайной
вечерей" Леонардо. Вместо длинного стола, параллельного плоскости картины,
здесь стол помещен под углом и апостолы сидят кругом стола, иные из них
скрыты в тени, другие повернулись к зрителю спиной. Вместо индивидуально
характеризованных образов, которые зритель должен изучать по отдельности,
здесь общий и одновременный наплыв чувств, которые зритель и воспринимает
как нечто целое. Особенное внимание привлекает выразительная фигура Иуды.
Пораженный словами Христа, полный смятения, он опрокидывает стул и, желая
скрыть свое замешательство, одновременно хватается за бутылку и бокал вина.
Такой психологической компликации, подобной одновременности противоположных
чувств, мы тщетно стали бы искать в живописи Ренессанса.
О том, что здесь проявляются не только специфические черты творческой
фантазии Тинторетто, но и общие тенденции эпохи, свидетельствуют также
близкие аналогии в живописи младшего современника Тинторетто -- Федериго
Бароччи "Madonna del Popolo" 1579 года. Не входя в подробный анализ этой
чрезвычайно поучительной для мироощущения эпохи картины, отмечу только
характерную для ее композиции двойственность точки зрения: небесное явление
написано, в сильном ракурсе снизу, земная сцена -- в столь же резком ракурсе
сверху. Картина, таким образом, как бы раздваивается на два пространства и
два времени, но вместе с тем она объединена единым потоком композиции, так
что зритель одновременно оказывается наверху и внизу, и в небе и на земле.
Эта сложная динамика эмоций, эта одновременность разного пронизывает все
детали композиции: в левом нижнем углу картины молодая мать призывает детей
к созерцанию чуда, их ручки сложены в молитве, но внимание мальчугана
целиком поглощено уличным музыкантом, а девочка следит за братом.
Так Тинторетто и Бароччи кладут основу дальнейшему развитию временной
концепции в европейском искусстве. Если искусство Ренессанса достигло
синтеза, как бы жертвуя временем, то теперь пространство все более
насыщается временем, приобретая его стремительность и изменчивость. С каждым
новым этапом возрастает эта динамизация пространства. Если в живописи
Тинторетто динамика относится только к действию, фигурам, то постепенно она
начинает охватывать и среду, окружающую фигуры, наполняет и воздух, и свет,
и всю поверхность картины своей эмоциональной энергией.
Напомню только два примера. В "Пряхах" Веласкеса одновременность
разного (темное рабочее помещение ткачих и пронизанный серебристым светом
парадный экспозиционный зал) воплощает не только оптический, но и социальный
контраст изображенного явления. В картине Рембрандта "Синдики" концепция
времени, понимание момента действия становятся настолько многосторонними,
что замысел художника охватывает в одном временном потоке и видимое зрителю
многообразие характеров в президиуме гильдии суконников, и невидимую, но
ощущаемую причину их возбужденной реакции -- общее собрание членов гильдии
(замысел, вряд ли возможный в живописи Ренессанса).
Я не буду подробно останавливаться на развитии концепции времени в
искусстве XVII века. Отмечу только, что для философской мысли этого времени
"пространство" -- понятие все же более близкое, доступное, обладающее более
объективными свойствами, чем "время". Так, например, Декарт понимает
пространство как субстанцию, а время -- только как modus rerum (мера вещей),
только как одно из условий познания вещей, а английский представитель
механистического материализма Гоббс считает, что время существует не в вещах
вне нас, а только в мышлении нашего разума. С другой стороны, Ньютон
приходит к выводу, что пространство и время обладают объективным характером
и не зависят от человека и его сознания.
Чрезвычайно утонченный анализ нюансов времени, его непрерывного потока
мы находим в философии и искусстве начала XVIII века. Мне хочется
остановиться сейчас на своеобразных созвучиях, которые можно установить при
сравнении искусства Ватто, тончайшего мастера эмоциональных и красочных
оттенков, и философии Лейбница, одного из самых острых мыслителей позднего
барокко, соединяющего идеализм и метафизику с диалектической идеей о
движении материи и о взаимосвязи всех форм проявления жизни.
В этом смысле особенного интереса заслуживает теория бессознательных
представлений, выдвинутая Лейбницем. Различие между осознанными и
неосознанными представлениями Лейбниц иллюстрирует на примере морского
прибоя: шум моря возникает из отдаленных ударов волн; каждый из этих
отдаленных шумов слишком ничтожен для слуха, хотя мы и воспринимаем их, но
не осознаем в виде отдельных, отчетливых представлений. Точно так же и в
нашей душевной жизни существует много неясных, скрытых, словно дремлющих
Страницы: «« « 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |