|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 » »» рассказа. Это -- "история" без личностей, но и без народа (только рыцарская
община!), без идеи и без чувства, без окружения, но с характерными
словесными комментариями на полях.
В Северной Европе эта провиденциальная и феодальная концепция истории
продолжает существовать и в XV веке, только она все более насыщается
светскими и бытовыми элементами. Это находит, в частности, свое отражение в
миниатюрах Фуке к часословам и хроникам; они выполнены без всякого чутья
прошлого. Битвы, например, изображаются только как внешние события без
внутреннего стержня. Характер изображения к тому же подчеркнут высоким
горизонтом, словно перед нами карты, топография.
Только в Италии XV века можно видеть начало новой концепции истории,
буржуазно-гуманистической; это история, мыслимая без чудес, допускающая
элемент случая, требующая критики источников. Так постепенно история
становится наукой. И тем не менее в этой концепции еще сильны пережитки
феодализма, поскольку изучается лишь внешняя история, в которой нет места
народу, нет внимания к социальным отношениям, но зато очень чувствуется
риторика. Не потому ли итальянский Ренессанс и не создал исторической
картины в полном смысле слова (Пьеро делла Франческа, Гирландайо, Леонардо,
Микеланджело) в духе "Мозаики Александра"? Видимо, современные контрасты
социальной и духовной жизни были слишком велики, они оттягивали от истории и
влекли в изучение натуры, в гуманизм. Для художников Ренессанса человек, вне
сомнений,-- центр мира, но он действует еще главным образом на арене религии
(легенда и миф). Поэтому Ренессанс создает прежде всего портрет и монумент
(памятник). С другой стороны, Ренессанс не знал еще в полной мере
антагонизма частной п общественной жизни, поэтому его художники не отделяли,
по существу, исторический жанр от бытового: у Гирландайо, например,
историческое начало выступает в религиозно-легендарной оболочке, но в
современных бытовых рамках. К тому же ренессансный исторический образ всегда
слишком обобщен в сравнении с фактическими, действительными историческими
событиями. Но Высокий Ренессанс все-таки вносит в трактовку исторических тем
монументальную форму, героику, драматизирует событие и концентрирует
внимание на определенном моменте.
Настоящая конкретизация исторической темы появляется только после
Ренессанса, во второй половине XVI века. Эпоха кризиса ренессансного
мировоззрения, реакция, время контрреформации, подъема маньеризма питают
недоверие к натуре, побуждают к уходу от настоящего в прошлое, от
индивидуального к общему. Здесь историческая композиция нередко возникает
как пропаганда, поучение. Вместе с тем у историков конца XVI века (Мезере)
впервые ясно выражается интерес к народу, к социальным отношениям. И тут же
у Жана Бодена ("Метод для изучения истории", 1566) мы найдем наряду со
свободомыслием суеверия, веру в демонов, колдовство, чудеса. Постепенно
созревает идея непостоянства человеческой истории, дающая при всех названных
противоречиях своего рода предчувствие идеи эволюции.
Особенно яркого расцвета историческая картина достигает в Венеции.
Дворец Дожей свидетельствует, о том, что коммуны вообще думали историчней,
чем тираны. В "Битве при Кадоре" Тициана можно видеть подлинное становление
исторической композиции, хотя она еще представляет сочетание реального
действия с аллегорическим и сверхъестественным. У Веронезе ("Лепанто") и
Тинторетто ("Зара") явственно выступает стремление обосновать картину битвы
физически, технически и психологически. И в то же время все в целом --
массовые сцены, народ, окружение -- показано как сон, как зрелище, со
стороны.
XVII век, когда складывается искусство барокко,-- это эпоха
абсолютизма; грандиозная картина бушующих общественных антагонизмов,
страстей и событий. Индивидуальная воля теперь все чаще сталкивается с
общественными силами. Вся историческая обстановка способствует обособлению
частной жизни от событий всемирной истории в сознании мыслителей и
художников. Отсюда прежде всего -- выделение чистого жанра, который до сих
пор был неотрывен от исторической композиции. Самое же главное -- более
субъективный и экспрессивный подход к истолкованию исторического события.
Особенно характерен в этом смысле Рубенс, который соединяет увлечение
аллегорией с поэтической выдумкой и субъективным переживанием истории.
Напомню его композицию "Последствия войны" и его собственный комментарий к
картине (письмо к Сустермансу в 1638 году): "Главная фигура -- Марс с
кровавым мечом, несущий народу несчастье... Чудовища, означающие чуму и
голод, неразрывных спутников войны... на земле лежит мать с ребенком --
война угрожает плодородию и родительской любви... Под ногами Марса -- книга
и рисунок, ибо он попирает также и науку и все прекрасное... Женщина в
черном платье с разорванным покрывалом -- Европа, которая уже долгие годы
страдает от разгрома, позора и нищеты".
Наивысшие достижения исторической живописи эпохи барокко принадлежат
Веласкесу ("Сдача Бреды") и Рембрандту ("Клятва Клавдия Цивилиса").
Характерно, между прочим, что обе картины, по существу, композиции без
действия: Веласкес избрал момент после события, Рембрандт -- до него. Вместе
с тем у Рембрандта очень отдаленная, легендарная старина изображена живо,
так сказать, актуально; у Веласкеса же очень недавнее, почти современное
событие поднято на ступень исторической значительности, обобщено, как бы
отодвинуто от зрителя. И в том и в другом случае документальная точность
сочетается с естественной простотой и человечностью, монументальность -- с
интимностью. Вполне очевидна и субъективность исторической концепции
(прославление патриотизма и рыцарского благородства) при явной
заинтересованности художника в происходящем в отличие от тех исторических
композиций XVI века, где массовое действие показано как зрелище, как сон.
Одновременно в XVII веке происходит усиление академизма, который ведет
в исторической живописи к условным схемам, аллегории, костюмной
театральщине.
Скажем кратко и о том, что прибавляют XVIII и XIX века. XVIII век --
теорию прогресса, интерес к изучению истории культуры, понятие среды, духа
нации, народного духа, а в итоге -- даже критицизм и полемизм (у Гойи). В
XIX веке процесс развития исторической живописи усложняется и
дифференцируется. С одной стороны, в большинстве крупных европейских стран
историческая композиция находится во власти академизма и утрачивает
подлинный творческий интерес для передовых художников. С другой стороны, она
привлекает особое внимание в связи с национально-освободительным движением и
переживает новый расцвет, например, в Польше. Наконец, новая историческая
концепция складывается у представителей сравнительно молодой творческой
школы еще в конце
XVIII века -- у американо-англичан Коплея и Веста (стремление в
репрезентативность чуть ли не барочной композиции внести актуальное и
индивидуальное содержание). В целом можно сказать, что исторической живописи
Страницы: «« « 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |