|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 » »» Знаменитое выражение Шиллера: "Задача - художника с помощью формы уничтожить
материал" -- безусловно есть преувеличение, но оно правильно подчеркивает
направление проблемы. Архитектор, разумеется, не уничтожает и не скрывает
естественных свойств материала, но он их видоизменяет, перевоплощает,
подчиняет статическую массу материала своим динамическим целям. Быть может,
именно в различной степени "принуждения" материала сказывается дух того или
иного стиля. Особенно яркую иллюстрацию этой мысли дает садовое искусство.
От интимных, словно случайных комбинаций английского и китайского сада до
торжественно-абстрактной, геометрически точной композиции Версальского парка
можно представить себе бесконечное разнообразие приемов в стилизации
природы. Но о саде именно как о произведении искусства можно говорить только
тогда, когда ясно проявились признаки стилизации, перевоплощения,
"принуждения" природы.
Кроме того, необходимо отметить еще одно противоречие в теории
защитников "этики материала". Что они подразумевают под естественными,
нерушимыми свойствами материала? Как я уже указывал, чисто физическая
природа материала, собственно, не играет никакой роли в художественной
концепции архитектора. Следовательно, речь могла идти лишь о тех или иных
стилистических функциях материала. Но существует ли единый критерий для
определения эстетической ценности материала? Действительно ли язык материала
в этом смысле совершенно однозначен? Разве один и тот же материал не
поддается совершенно различным приемам обработки, оправдание которых скрыто
не в самом материале, а в тех эстетических функциях, которые он выполняет?
Вспомним, например, мрамор и его судьбу в истории скульптуры. Кто был прав
-- архаический скульптор, который извлекал из мрамора острые грани и узор
поверхности, или Пракситель, который стремился уничтожить контуры и
превратить поверхность мрамора в мягкий, прозрачный туман? Какой прием более
родствен природе мрамора -- пестрая полихромия архаических статуй,
одноцветная тонировка Праксителя или чистая белизна статуй Микеланджело и
Родена. Можно ли сказать, что природа мрамора просит шероховатой и матовой
или, наоборот, гладкой и блестящей поверхности? Если мы признаем, что камень
требует простых, сплошных и полнозвучных форм, то нам придется отвергнуть
как неполноценную всю готику, если мы допустим, что каждый материал следует
демонстрировать в его естественном виде, то нам придется вычеркнуть из
истории стилей всю египетскую, вавилонскую, персидскую и арабскую
архитектуру, так как там главный стилистический эффект основан именно на
скрывании естественной поверхности материала раскраской, глазурью. Само
собой разумеется, что последнее слово в разрешении этих проблем принадлежит
не материалу, а стилю или индивидуальному таланту художника.
Наконец, еще одно, последнее общее замечание к проблеме материала.
Последовательные защитники "этики материала" выдвигают требование, чтобы
формы, возникшие в одном материале, не имитировались бы, не
репродуцировались бы в другом материале. Однако и это требование не находит
себе никакого подтверждения в истории стилей! Напротив, мы знаем много
случаев, когда формы, известные нам в одном материале, объясняются только по
связи с другим материалом, в котором они первоначально были задуманы. Так,
например, в египетских могилах встречаются волнообразные стены и потолки.
Выложенные в камне или кирпиче, они кажутся лишенными конструктивной логики,
но ученым удалось доказать, что их прототипом были стены из пальмовых
стволов. Еще более яркие примеры такого пережитка одного материала в другом
дают некоторые мотивы древнегреческого храма. Прототипом дорийского послужил
микенский мегарон, то есть комната с очагом, традиции которой создатели
микенской культуры, ахейцы, принесли с собой из своей северной родины. Но
элементы мегарона, выстроенного из дерева и необожженного кирпича, строители
дорийского храма перевоплотили в каменные формы. Так объясняются
своеобразные каннелюры и капитель дорийской колонны, в особенности же формы
дорийского антаблемента. Когда-то, во времена микенской культуры, на
деревянных колоннах покоились деревянные брусья, концы которых от сырости
защищались дощечками, скрепленными вертикальными рейками и гвоздями. Мастера
дорийского стиля превратили их в чисто декоративный мотив так называемых
триглифов и капель. Подобный же процесс трансформации первоначального
материала привел к созданию ионийской капители. Ионийская капитель возникла
из двух первоисточников. Одним из них следует считать простой деревянный
брусок продольной формы с закругленными краями, в который вставлялся ствол
колонны. Другой прототип -- бронзовая колонка с узорной капителью, известная
уже в Месопотамии. Из соединения этих двух столь разнородных и по материалу,
и по своим функциям мотивов и получилась классическая капитель ионийского
стиля с ее гибкими волютами. Такое же перевоплощение элементов деревянной
конструкции в каменные формы красноречиво проявляется в индусской
архитектуре. Наконец, мы знаем, что целый ряд материалов в архитектуре и
прикладном искусстве возник с целью прямой имитации другого материала, как
его суррогат. Самым ярким примером такой имитации является китайский фарфор,
который первоначально возникает как суррогат стекла и только в результате
длительной эволюции достигает вполне самостоятельного стилистического
значения. Все эти свидетельства исторических стилей ясно доказывают, что
эстетическое значение материалов следует искать только в их оптическом
воздействии. При этом оптическое воздействие материала может быть двоякого
рода: материал может служить художнику средством эстетического выражения и
конструктивной логики (элементы греческого храма), но может и сам сделаться
объектом стилизации (китайский фарфор).
Обратимся теперь к краткому обзору строительных материалов.
Дерево есть древнейший строительный материал. Его применяют или тогда,
когда еще не умеют строить из другого материала, или же, если нет другого
материала и он слишком дорог. К первому случаю относится, например,
архитектура Древней Греции или строительство Европы в раннем средневековье.
Примеры второго случая дают богатые лесом страны, как скандинавские страны
или Швейцария. Деревянные постройки, кроме того, распространены в странах,
где вследствие опасности землетрясения избегают высоких и долговечных
построек (Япония). Дерево может быть крепким и мягким, длинным и коротким, и
эти его качества до известной степени подсказывают масштаб строения,
принципы его конструкции и характер его декоративных элементов. В общем,
различают три главных вида деревянной конструкции: так называемый сруб с
горизонтальным наслоением балок, затем стойку из вертикально поставленных
свай и, наконец, так называемую решетчатую постройку. Эта последняя система
характеризуется тем, что из горизонтального венца вертикальных стоек и
диагональных раскосов образуются проемы в стенах, которые заполняют
всяческим материалом и затем обшивают досками. Очень часто решетчатую
постройку применяют только для верхних этажей, тогда как базу выполняют из
камня. Сруб и стойка применяются главным образом в северных странах (в
России распространен первый вид, в скандинавских странах, особенно в
Страницы: «« « 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |