Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Эрнандо де Сото - Иной путь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 101
Размер файла: 622 Кб
Страницы: «« « 24   25   26   27   28   29   30   31   32  33   34   35   36   37   38   39   40   41   42  » »»

Ряды образуются тележками, размещенными вокруг рынков. Примерами являются ряды
вокруг Центрального рынка и кооперативного рынка Сьюдад де Диос -- двух
основных рынков столицы. Здесь мы видим, что торговцы стараются дополнять
рынок за счет расширения ассортимента товаров и цен. В рядах торгуют тем, чего
нет в центре. Если из-за контроля цен в центре товары отсутствуют, их
предлагают в рядах по более высокой цене. На Центральном рынке конкуренция
внелегальной торговли оттянула покупателей наружу, и многие продавцы
используют свои киоски внутри рынка только для хранения товаров, а торгуют на
улице. Внелегальная торговля стала настолько мощной, что уже трудно
определить, что является центром -- собственно рынок или окружающие его ряды.

Вторым типом размещения торговцев является мини-рынок -- группа продавцов,
которые формируют не ряды, а новый центр коммерческой деятельности. При
переписи 1986 г. Институт обнаружил в столице 829 подобных новообразований.
Эти рынки, слишком крупные и сложные для самообеспечения, предлагают любые
мыслимые виды товаров и услуг. Они могут располагаться в традиционных
городских кварталах, как, например, рынки Такора и Авенида Авиасьон. Во
внелегальных поселениях, где обычно других рынков нет, они удовлетворяют все
основные потребности жителей.

Особые права собственности

Когда мы изучали торговлю на закрепленных участках улиц, а особенно в
закрепленных точках, мы обнаружили, что здесь, как и во внелегальных
поселениях, существует внезаконная система правил, определяющих и регулирующих
эту деятельность. Возникает особая взаимосвязь между продавцом и местом, на
котором он укоренился, и определенные права на это место. Законы не знают
аналогичных связей, поскольку с точки зрения официального права улица ничья и
открыта для публики. Такие отношения мы назвали "особыми правами
собственности".

Значение этих прав -- с точки зрения продавца и клиента -- в том, что они
делают возможным хозяйственное использование общественного пространства,
которое в обычных условиях служило бы только для транспорта и пешеходов. Эти
права позволяют расширить и специализировать торговлю, поскольку закрепившийся
на месте тележечник может запасать товары. Уже сам факт закрепления на месте
означает, что продавец желает быть узнаваемым; это также признак надежности.
Закрепление на месте облегчает создание репутации у покупателей и поставщиков.
Хорошая репутация облегчает получение кредитов, в основном внелегальных, что
открывает возможности для расширения операций. Любопытно, что многие легально
действующие коммерсанты считаются с внеправовой концепцией "закрепления на
месте".

Особое право собственности несовершенно, поскольку оно преходяще и
внелегально. Оно не сопоставимо с законным правом собственности. Оно даже
менее действенно, чем ожидаемое право собственности во внелегальных
поселениях, потому что улицы и тротуары должны оставаться открытыми для
общественного пользования. И, как следствие, над уличными торговцами постоянно
висит угроза изгнания, особенно из мест напряженного уличного движения или
растущего недовольства местных жителей. Строго говоря, эти права "не позволяют
строить солидные павильоны, имеющие воду, электричество, холодильники,
кладовки, прилавки и все прочее, без чего нельзя поддерживать определенный
объем торговли. Создание таких удобств, как туалеты, стоянки или скверы в
сложившихся условиях практически невозможно.

Ущербность особого права собственности видна и в тех приемах, с помощью
которых продавцы закрепляют или продают свои места на улицах. Исключительное
право на точку есть результат длительной и постоянной торговли на одном месте.
Чем больше продавцов рядом, тем действеннее исключительное право
собственности, укрепленное близостью и общностью интересов.

Исключительное право достигается пребыванием в данном месте и часто включает
посменную торговлю, так что в течение дня на одной точке торгуют разные люди.
Обычно, например, если ранним утром точка занята продавцом готовых завтраков,
а в 9--10 утра на его место заступает продавец соков, которого в полдень
сменяет продавец ланча, которого в 4 часа пополудни сменяет продавец
лекарственных трав, а его, наконец, продавец блюд китайской кухни и остается
там до конца дня. Посменная торговля позволяет использовать тележку как
большой магазин, что резко повышает ее коммерческую ценность. Каждый одиночный
торговец может предложить лишь небольшой набор товаров и услуг. Когда
скопление тележечников не улучшает торговлю, предпринимается попытка
разнообразить товар, приспосабливая тележку к нуждам дня, круглосуточно
используя, таким образом, коммерческую ценность данного места.

Возможность продажи точки также ограничена ущербностью особого права
собственности: продавая участок улицы другому торговцу, трудно давать
гарантии. Строго говоря, улица принадлежит публике, которая никогда не
откажется от своей собственности, и продать можно только право хозяйственной
эксплуатации пространства. Поэтому такая сделка нуждается в чем-то большем,
чем писаный документ: заинтересованные стороны должны заручиться согласием
других торговцев, занимающих данное место. Мы обнаружили, что для этого
продавец куска улицы представляет покупателя как родственника, друга или
земляка другим торговцам. Организация торговцев консолидирует отношения,
взаимное признание торговцев заменяется членством в организации, а со временем
уплатой взносов и соблюдением правил.

Все это и составляет внелегальную систему, компенсирующую торговцам отсутствие
законных прав собственности. Для оценки коммерческой ценности этих прав на
уличное пространство, мы изучили в январе 1985 г. небольшую выборку важнейших
мест скопления уличных торговцев. По данным выборки, средняя цена 1 м2
оживленной улицы составляла 164 долл. Средняя точка площадью 4,3 м2
продавалась за 705 долл. Выяснилось, что в окрестностях Плаза Дос де Майо
некоторые точки площадью 3 м2 продавались по меньшей мере за 1 тыс. долл.

Сам факт, что место на улице имеет свою цену, говорит о верности расчета
первых уличных торговцев, что для клиентов важна стабильность предложения
услуг. Так что когда торговец покупает точку, цена свидетельствует о ее
ценности для клиентов.

Подобные операции могут основываться лишь на внелегальной системе,

Страницы: «« « 24   25   26   27   28   29   30   31   32  33   34   35   36   37   38   39   40   41   42  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Эрнандо де Сото, Иной путь