Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Эрнандо де Сото - Иной путь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 101
Размер файла: 622 Кб
Страницы: «« « 25   26   27   28   29   30   31   32   33  34   35   36   37   38   39   40   41   42   43  » »»

разработанной самими торговцами. Но и эта система, явно противоречащая
требованиям закона, не дает торговцам необходимых гарантий. Отсюда попытки
получить какое-то дополнительное признание особых прав собственности со
стороны властей. Для этого лучше всего платить налог муниципальным властям. В
1985 г. все районы Лимы, за исключением Эль-Серкадо, Ла Молина и Сан Исидро,
взимали такой налог и считали, что он не дает никакого права на дороги и
тротуары, но обеспечивает разрешение торговать на территории муниципалитета.
Результат оказался совершенно обратным, поскольку торговцы получили крайне
важный элемент безопасности и стабильности для своих особых прав
собственности. Вот почему они так заинтересованы в уплате этого налога и
охотно демонстрируют квитанции об уплате. Они считают, что тем самым признаны
их права. Забавно, что такое толкование довольно спокойно принимают и жители,
и даже власти.

Власти весьма и весьма заинтересованы в этом налоге, поскольку уличные
торговцы платят с 1 кв. м больше, чем другие. В феврале 1985 г., например,
величина налога колебалась от одного до 18 центов в сутки при средней чуть
меньше 5 центов. В районе Сан-Хуан де Мирафлорес, состоящем только из
внелегальных поселений, уличные торговцы платили в среднем от 1,42 до 4,26
долл. за 1 м2 в год. В том же году для обычных магазинов налог составлял лишь
72 цента в год за метр. Уличные торговцы фактически платили на 98--495%
больше, чем стационарные магазины.

По данным Института, доход от этого налога был одним из самых важных для
муниципальных властей. В общей сложности он принес в 1984 г. на 70% большую
прибыль, чем налог с официальных торговцев, и составил 29% общей суммы налога
на собственность, взимаемого с торговцев, промышленников, финансистов и
владельцев законной недвижимости. Этот налог является важным средством
укрепления особых прав собственности именно потому, что он выгоден и уличным
торговцам, и властям. Торговцы платят его потому, что он дает им некоторую
степень стабильности и защищенности, а власти взимают его, поскольку получают
больший доход с квадратного метра, чем, если бы те же торговцы официально
зарегистрировались.

Доходы от разрешений на торговлю позволяют объяснить, почему районные власти,
у которых все прочие налоговые поступления отбирает центральное правительство,
смирились с расширением внелегальной торговли.

Организации для самозащиты

Как только уличные торговцы начинают понимать, что их торговые точки
представляют определенную ценность, у них усиливается стремление защитить их,
поскольку особые права собственности достаточной защитой не являются. Поэтому
возникают достаточно демократичные организации самозащиты, основная задача
которых -- оградить торговую точку от возможных посягательств со стороны
других торговцев, местных жителей и властей. При необходимости может быть
использована сила, однако более типичен способ решения острых проблем через
переговоры.

Уличные торговцы научились привлекать национальную гвардию или муниципальную
полицию для защиты своей территории от захватчиков. Луис Паредес Финильос,
один из наиболее заметных их деятелей и лидер Плаза Дос де Майо, считается
первым, кто использовал полицию для защиты особых прав собственности. Говорят,
что когда Паредес впервые прибег к силам охраны правопорядка, то случайно
пострадал сам: полиция, изгоняя новых торговцев-захватчиков, из-за ошибки в
условной системе сигналов избила и его. За это среди друзей он получил
прозвище Гильотен -- по имени изобретателя гильотины, который, по их
сведениям, пал жертвой собственного изобретения.

Тот факт, что точка приобрела экономическую ценность, побуждает
заинтересованную в ней организацию поддерживать порядок и чистоту. Точка
должна выглядеть как место, способное гарантировать качество товаров и услуг.
Некоторые организации выработали приемы урегулирования конфликтов между
внелегальными торговцами, а также берутся за создание или контроль системы
посменной торговли, что хорошо для расширения ассортимента предлагаемых
товаров.

Со временем, когда власти заметили эту проблему, вступили в диалог и даже
кооптировали лидеров организаций самозащиты, функции последних расширились.
Они проводили демонстрации политической поддержки, массовые кампании за
чистоту улиц, чтобы задобрить городские власти, участвовали в ярмарках,
политических акциях, а некоторые примкнули к партиям или движениям.

Но даже самые изощренные организации самозащиты структурно недостаточно
сильны. Институт убедился, что торговцы участвуют в организациях, пока
чувствуют угроза своим особым правам собственности, а в целом предпочитают
индивидуальные выгоды коллективным. Поэтому отдельные торговцы покидают
организации, когда это им выгодно. Природа их верности лидерам достаточно
прагматична. Поскольку основная забота -- более надежная защита особых прав
собственности, нужны лидеры с достаточным количеством политических и
бюрократических контактов. Как только к власти приходят новые люди, торговцы,
не задумываясь, выбирают других защитников, имеющих необходимые контакты с
новыми политиками.

Эти организации существуют в основном на двух уровнях: профсоюз или ассоциация
-- и федерация. (Любопытно, что организации мелких собственников создают
профсоюзы только потому, что традиционные предпринимательские объединения не
приняли их к себе -- в отличие от левых партий. Отсюда -- пролетарская
терминология.) Организации первого уровня невелики и состоят, как правило, из
торговцев квартала или окрестности. Это достаточно демократичные органы,
именующие себя ассоциациями или профсоюзами. Решения принимаются на общих
собраниях, а избранные исполнительные органы претворяют их в жизнь.

Поскольку цель организаций -- защита территории и определение притязаний на
собственность, их деятельность и значение зависят от внешних обстоятельств.
Наскоки со стороны государственных органов, или других торговцев (внелегальных
или легальных) бывают чисто локальными, и только в этих местах у продавцов
появляется стимул объединяться. Можно сделать вывод, что такие организации
существуют лишь при наличии определенной задачи. Их возможности ограничены
прежде всего недостатком властных полномочий:

Страницы: «« « 25   26   27   28   29   30   31   32   33  34   35   36   37   38   39   40   41   42   43  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Эрнандо де Сото, Иной путь