Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Эрнандо де Сото - Иной путь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 101
Размер файла: 622 Кб
Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68   69   70   71   72   73   74   75   76  » »»

Точно также теневики не могут конвертировать свои обязательства в акции, а
значит и преодолевать временные трудности, отдавая часть ради сохранения
целого. То есть у них нет возможности, которую закон предоставляет легально
действующим предпринимателям.

И, наконец, теневикам очень сложно застраховать свое дело для снижения риска.
Можно застраховать себя, но не свое дело, поскольку при этом нужно быть
законно зарегистрированным, предоставить официальную отчетность, дать сведения
о величине основных фондов. Страховые компании выдвигают еще и так называемые
"этические" требования, в соответствии с которыми держатель полиса должен
уважать действующие законы. Когда терпит аварию автобус, сгорает подпольная
фабрика и рушится дом, -- потери не восполнимы. Если бы теневики имели
страховые гарантии и могли распределять риск между многими участниками, они
расширяли бы свою деятельность.

Короче говоря, если бы теневикам были доступны эти возможности, они могли бы
расширять свое дело, в том числе с помощью кредита. У частных инвесторов
имелось бы, следовательно, больше возможностей для инвестирования, для
умножения и диверсификации доходов. Однако все это нельзя эффективно
использовать в такой стране, как Перу, вследствие скованности рынков капитала,
ущербности правовой системы и многих других институционных изъянов. Даже
крупные компании не пользуются в Перу всеми этими возможностями в полном
объеме.

Чем приходится платить за неэффективность внеконтрактного права

Неэффективность внеконтрактного права создает третий вид издержек, имеющих
реальной причиной отсутствие благоприятных законов. Эта разновидность права
охватывает ущерб, не предусмотренный контрактами, и, таким образом, защищает
интересы всех.

Теневой сектор влияет на общество в целом, притом что административный
аппарат, регулирующий эту деятельность, просто-напросто отсутствует. Другими
словами, эта деятельность создает издержки для всего общества.

Рассмотрим транспорт. Как мы показали в главе, посвященной внелегальному
транспорту, осторожность управления автобусами влияет на состояние
безопасности или благополучие множества людей. Теоретически водители могли бы
договориться друг с другом и с пешеходами о соблюдении осторожности и
предотвращении аварий. Это соглашение было бы в общих интересах. На практике,
однако, так не получается: всего лишь на 3-километровом маршруте водитель
должен бы договориться с более чем сотней других водителей и в зависимости от
района более чем с тысячей пешеходов, а кроме того, нужно быть уверенным, что
на маршруте встретятся именно эти, а не другие люди. Власти должны сначала
установить правила игры (машины движутся по правой стороне улицы, пешеходы --
по тротуарам, пересекают улицы только на переходах, и пр.).

Традиционно сокращение риска ущерба или повреждения в результате
индивидуальной деятельности является функцией государства. Есть и частные
решения, например, страховка. Можно объединить оба решения: закон способен
потребовать приобретение страховых полисов, чтобы компенсировать последствия
аварий. Принудительное страхование автобусов может покрыть риски пассажиров,
пешеходов и водителей других машин. Наличие страховки обеспечивает остальным
компенсацию в случае неосторожности или небрежности водителя. Кроме того,
страховая компания автоматически давит на водителей, увеличивая размер
страховых платежей для тех, кто допускает много происшествий или ведет себя
явно безответственно, а в крайних случаях прекращает действие полиса.

О важности внеконтрактного права свидетельствует также различие между
внелегальным строительством жилья и внелегальной перевозкой пассажиров. Мы
видели, что в обоих случаях поведение внелегалов свидетельствует об их
энергии, инициативе и организационных талантах, т.е. о наличии качеств,
ваянных для делового успеха. Оба вида деятельности начинаются с захватов, на
которые толкает осознание возможностей и желание насытить расширяющийся рынок.
Но жители Лимы воспринимают внелегальный транспорт как большую угрозу, чем
внелегальное жилищное строительство, поскольку внелегальный транспорт намного
опасней.

Жители внелегальных поселений сами строят свои дома, и они же в наибольшей
степени могут пострадать от неудачного разворота событий. Всякий источник
угрозы может быть сразу выявлен и устранен. Социологи сказали бы, что жители
внелегальных поселений способны "локализовать" последствия своих действий.

Напротив, водители автобусов являются лишь одной из многих групп, интересы
которой затрагивает городской транспорт, ими же и созданный. Пассажиры
автобусов, также как пешеходы или пассажиры других машин, заинтересованы в
том, чтобы система работала правильным образом. Поскольку они не принадлежат к
организациям водителей и слишком разнородны, чтобы создать собственные
организации самозащиты, единственным средством их защиты может быть закон.
Когда же его нет, все, что мы получаем, это микроавтобусные перевозки, которые
хороши и эффективны в смысле стоимости проезда, но чудовищно безответственны
по отношению к правам других. Водители не имеют способа локализовать свои
проблемы, как это делают жители внелегальных поселений, следовательно,
интересы других должна представлять система внеконтрактного права. Но ее нет.

Когда нет внеконтрактного права, охватывающего теневую деятельность, или же
такое право неадекватно и применяется недолжным образом, теневая экономическая
деятельность может стать очень накладной для общества. Это снижает ценность ее
социального вклада и увеличивает ненадежность. Как мы видели в главе,
посвященной транспорту, высокий показатель смертности и увечий, а также
серьезные недостатки в обеспечении безопасности, -- а подобные проблемы
существуют и в других секторах теневой экономики -- не оставляют и сомнения в
том, что закон неэффективен. Вдобавок, в подобной ситуации нарушение закона
становится настолько распространенным, что даже деятели легального сектора
начинают следовать этому примеру, в результате чего уровень безопасности резко
падает, причиняя ущерб всему обществу.

Последствия издержек от законопослушности и деятельности вне рамок закона для
всего народного хозяйства


Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68   69   70   71   72   73   74   75   76  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Эрнандо де Сото, Иной путь